Трамп против ВОЗ. Зачем президент США ищет стрелочников

Показала ли пандемия неэффективность ВОЗ, нужна ли она и может ли прийти на смену ей что-то лучшее?

Президент США Дональд Трамп распорядился приостановить финансирование Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Об этом он заявил в ходе брифинга в Белом доме в понедельник.  

"Сегодня я поручил администрации приостановить взносы в ВОЗ до проведения оценки роли организации в плохом управлении и сокрытии [данных] о распространении коронавируса. Все знают, что произошло. Американские налогоплательщики вносили $400-500 млн в год в бюджет ВОЗ. Для сравнения: Китай платил $40 млн", -  заявил Трамп на брифинге в Белом доме.

А что, кстати, произошло?

По версии Трампа "реальность такова, что ВОЗ не смогла вовремя получить прозрачную информацию, обработать и поделиться ею"

"Другие страны и регионы, которые следовали рекомендациям ВОЗ и держали свои границы открытыми для Китая, ускорили пандемию во всем мире, - заявил Трамп. - Мир рассчитывает, что ВОЗ будет работать со странами с тем, чтобы точная информация о международных угрозах здоровью распространялась своевременно, а если этого не происходит, - самостоятельно доносить миру правду о происходящем. ВОЗ не выполнила этот свой основной долг и должна понести ответственность. После стольких десятилетий время пришло".

А что еще происходит?

Да много чего. Например, Трамп готовится к выборам, а эпидемия COVID-19 в США, являющаяся частью пандемии, бьет по его популярности, и очень сильно, независимо от того, насколько правильны или неправильны его действия. Потому что хороших действий в этой ситуации быть не может, чем-то приходится жертвовать, выбирая между плохим и очень плохим, а значит, действующему президенту и кандидату на второй срок, только что едва избежавшему импичмента, всегда будет что поставить в вину. А следом за волной смертей от коронавируса накатывает вал безработицы, вызванной карантинными мерами, и он уже не за горами.  Причем, первая волна экономического спада придется на август-ноябрь, период, в начале которого Трамп должен быть официально выдвинут кандидатом в президенты от Республиканской партии, а в конце - состояться собственно выборы.

Трамп с самого начала понимал, что именно экономические последствия пандемии будут наиболее ужасны: и для его политической карьеры, и для экономики США, и для мира в целом. Он пытался оттянуть неизбежное, надеясь, что все как-нибудь обойдется. Разведка же докладывала Трампу об опасности пандемии начиная с ноября 2019-го, когда в Китае стали фиксироваться первые случаи новой болезни, еще не вполне понятной природы.

Напомню, что первый случай инфицирования новым коронавирусом в Китае, по данным гонконгской The South China Morning Post был зафиксирован еще 17 ноября 2019 года, но власти скрыли это от ВОЗ. Далее, органы здравоохранения каждый день на протяжении месяца фиксировали от одного до пяти случаев нового заболевания и продолжали это скрывать, а когда 30 декабря китайский врач Ли Вэньлян сообщил в социальной сети WeChat об обнаружении новой болезни, "похожей на атипичную пневмонию", против него возбудили уголовное дело, которое закрыли только после его смерти от пневмонии, вызванной COVID-19.

Потом, в декабре 2019, когда стало уже ясно что это не штамм известного гриппа, а нечто новое, разведка уведомила Трампа вторично. Вскоре об этом же стали говорить американские эпидемиологи. В ответ Трамп ссылался на Си Цзиньпина: "Он мне сказал, что в апреле все кончится".

И вот мы в апреле. В Китае, по заявлениям Пекина все, вроде бы, кончилось, хотя может в любой момент начаться снова, причем на сей раз основной поток зараженных идет из России. А в остальной части мира все только начинается.

В самих США число зараженных COVID-19 превысило 600 тыс., количество умерших уже перевалило за 26 тысяч, и демонстрирует тенденцию устойчивого роста, а пик, за которым должен последовать спад, никак не наступает. И губернаторы штатов склонны держать карантин, не считаясь с потерями, поскольку смерти их избирателей - вот они, рядом, и будут поставлены им в вину, а ответственность за грядущий экономический спад можно, по меньшей мере, разделить с федеральными властями. 

Спад же ожидается наихудший после Великой Депрессии. Он накроет весь мир, что же до США, то по некоторым прогнозам их ждет обвал экономики на 40%. Уже до конца апреля из-за закрытия предприятий и карантина может быть потеряно 25 млн рабочих мест - что, к слову, много хуже, чем во время Великой депрессии. Причем в наибольшей степени пострадают "верхние этажи" экономической системы - прорывные и высокие технологии, то, что обеспечивало США место №1 в мире, даже на фоне экономического усиления Китая, остававшегося, несмотря на свои успехи, все же по большей части мастерской по выпуску массовой продукции.

Такой поворот ставит под сомнение дальнейшее мировое лидерство США. При этом Китай, имеющий огромный ненасыщенный внутренний рынок плюс авторитарные механизмы, могущие обеспечить выполнение непопулярных решений в каких-то кругах - например, в кругах миллионеров, большинство из которых являются членами КПК, со всеми вытекающими последствиями, или в регионах, где возникнут новые вспышки коронавируса, может избежать спада, использовав "тоталитарно-кейнсианские" методы. Широта же его карантинных мер легко может быть ограничена экономической целесообразностью, проводимой в жизнь волевым решением сверху.

Конечно, это пока возможность, которую даже китайским властям будет непросто реализовать. Хотя сейчас с мест в Пекин рапортуют о выходе из кризиса, такие сведения нужно воспринимать с большой критичностью, а судя по независимым источникам, до выхода из кризиса КНР еще далеко. Тем не менее, потенциал для существенного усиления своих позиций в мире у Китая сейчас есть, и он велик.

А у Трампа сейчас связаны руки. Он пытается явочным порядком присвоить себе право ограничивать карантинные меры, вводимые местными властями, но законных оснований для этого у него нет. И даже введение чрезвычайного положения их ему не даст, поскольку Соединенные Штаты, по факту, даже не федерация, а, скорее, конфедерация, хотя и без права свободного выхода. Так что урезать полномочия местных властей у Трампа, минуя законодательные собрания штатов и Конгресс, не получится. И даже если бы получилось, то процедура заняла бы годы, если не десятилетия. Ему же нужны полномочия немедленно, здесь и сейчас.

Собственно говоря, администрация президента не вправе даже прекратить финансирование ВОЗ без решения Конгресса. Иной вопрос, что она может саботировать его под разными предлогами, ссылаясь, к примеру, на необходимость проверки расходования средств или на их отсутствие в федеральном бюджете.

Безысходность Трампа

Итак, следом за смертями от COVID-19 Трамп получит экономический спад, вызванный карантинными мерами, и все это будет происходить на фоне усиления Китая на международном уровне. В этой ситуации Трампу уже не до стратегии - ему бы день простоять да ночь продержаться, и эта ситуативистика будет продолжаться до выборов, то есть, до 3 ноября. И как тут выруливать, если с одной стороны, по словам главы ФРС, остановка производства в связи с карантином обходится экономике США примерно в $25 млрд в день, а с другой - губернатор штата Нью-Йорк уже заявил, что не станет выполнять любое распоряжение президента США об отмене карантинных мер в экономике, если они будут нести риск повторного всплеска коронавируса в его штате?

Выруливать можно одним способом - снимая с себя вину и перекладывая ответственность. Трампу сейчас до зарезу нужен уязвимый козел отпущения, а лучше бы целое стадо таких козлов. На роль одного из них идеально подходит ВОЗ.

При этом Трамп явно нервничает и мечется. Он всегда был нетерпим к критике, но сейчас реагирует буквально на любую фразу, в которой усмотрит хотя бы слабый намек на негатив. Так, под раздачу чуть было не угодил один из членов Целевой группы по коронавирусу Белого дома Стивен Фаучи, признавший, что раннее введение карантина могло бы спасти часть погибших. Конфликт, правда, был погашен - после того, как Фаучи заявил, что отвечал на гипотетический вопрос в телеинтервью, а Трамп всегда прислушивался к его рекомендациям по смягчению последствий эпидемии.

И все же, виновата ли ВОЗ

На первый взгляд, скорее нет, чем да. Формально ВОЗ действовала в пределах своих полномочий, осуществляя обмен информацией и координацию действий его членов. ВОЗ обязана верить тому, что сообщают власти стран-членов, и не имеет собственной разведки для проверки достоверности этой информации. Ее роль сводится к суммированию полученной информации, ее оценке и выработке на основании этой оценки необязательных рекомендаций. Наконец, ВОЗ объявила пандемию даже с некоторым опережением относительно формальных критериев такого объявления.

Тем не менее, имеются и основания для подозрений в выборочном восприятии информации чиновниками ВОЗ, которые, по идее, не должны ограничиваться одними только официальными отчетами. Эти подозрения изложены, в частности, в статье Дж.Герайти (Jim Geraghty). Ее русский перевод доступен здесь.

Анализировать степень успешности или неуспешности действий ВОЗ в ходе вспышки инфекции, разросшейся до пандемии, в газетной статье сложно. Но следует отметить, как минимум, три важных момента.

Первое. Трамп, располагавший возможностями президента США, был проинформирован о происходящем и помимо ВОЗ. Его заявления о том, что именно ВОЗ не предоставила ему всей необходимой информации и именно поэтому он не смог отреагировать в должной степени, звучат, как минимум, неубедительно. Иной вопрос, что Трамп пытался вырулить между смертями от вируса и экономическим падением - чертовски неприятный выбор, надо сказать. Но такова жизнь президента США, и ВОЗ тут совершенно ни при чем.

Второе. Деятельность ВОЗ, несмотря на все ее недостатки, даже если допустить, что все обвинения, прозвучавшие в ее адрес в связи с действиями перед объявлением пандемии на сто процентов справедливы, всё же была полезна. То есть, не будь ВОЗ, все обстояло бы много хуже, чем сейчас. 

Третье. Никакой альтернативы ВОЗ сейчас нет, и ее создание в короткие сроки невозможно. При этом система международных организаций, выстроенная вокруг ООН, как и сама ООН, действительно обветшала и работает неважно, особенно - относительно затрат на ее содержание. Это систему, всю, а не только ВОЗ, надо перестраивать, а, скорее всего, выстраивать новую. Но такие шаги возможны на выходе из кризиса, а не на входе в него. Трамп же попросту пытается превратить ВОЗ в "Трамповоз" и выскочить на этом транспорте вперед, удержавшись в лидерах предвыборной гонки.  

Несомненно, у Трампа найдется немало последователей, и поиск виновных, а также простых ответов на вопросы, на которые ответа сегодня вообще нет, станет в ближайшее время очень популярной фишкой. В том числе и в Китае - там, понятное дело, виновными назначат США. А действия Трампа подтолкнут эту лавину взаимных обвинений.

Куда катится мир

Что касается самой пандемии - и этой, и последующих, а они неизбежно будут, - то в обозримом будущем, а именно, до появления некоего чудодейственного, с точки зрения сегодняшней медицины, универсального антивирусного средства (но не слишком универсального, ибо без полезных вирусов-симбионтов ни людям, ни другой фауне и флоре не выжить) нам придется снова и снова делать неприятный выбор. Либо спасение всех подряд от очередного вируса путем сурового карантина - и нищета, а следом и гибель миллионов от невирусных причин. Либо рационально просчитанные и строго ограниченные карантинные меры, рассчитанные на сдерживание вспышки болезни до момента разработки минимального протокола лечения, и, если повезет, эволюции вируса к менее смертоносной форме.

После этого вирусом неизбежно переболеют все - и какая-то часть заболевших умрет.

Такую идею уже выдвинул ведущий немецкий эпидемиолог Александр Кекуле. "Мы не можем оставаться под замком от шести месяцев до года. Если мы сделаем это, наше общество и наша культура будут разрушены", - заявил он в комментарии The Telegraph.

По поводу общего направления движения мира тоже все в целом понятно: он катится к решительному бою между авторитаризмом и популизмом, который окончится союзом между ними. Представительская демократия в ее идеальном виде, когда избиратели "среднего класса" реализуют свое избирательное право с полным осознанием высокой ответственности выбора и важности исполнения гражданского долга будет стерта в порошок между этими жерновами. Впрочем, от такой демократии и так остались только воспоминания о том, чего никогда не было, так ее уже не жалко. А нас ждет эпоха, когда к власти будут прорываться либо веселящие публику клоуны, априори ничего не смыслящие в политике и экономике, либо стоящие за спинами этих клоунов олигархи и ТНК, осуществляющие их руками самую отмороженную и свирепую диктатуру. В корпоративные структуры и сместятся реальные центры управления во всем мире, а следом за ними - и международные организации.

Ничего нового тут нет, тенденция эта давняя, а коронавирус лишь ускорил процесс. Умные, честные, граждански активные и прочие позитивные политические персонажи, а также их избиратели, уйдут, в лучшем случае, в маргин, но, скорее всего, в глубокое подполье. В связи с этим рекомендуется к прочтению (повторному, кто читал) "Обитаемый остров" А. и Б. Стругацких: башни пропагандистского излучения, выродки, на которых оно не действует, и за которыми в связи с этим идет охота.

К слову, Стругацкие не указали реального выхода из этой ситуации, а лишь намекнули, что он лежит на самом дне, предполагая в качестве точки старта полную катастрофу и хаос всемирного масштаба. Неизвестно еще, что из этого хаоса выплывет - но это будет очень сильно отличный от сегодняшнего мир.

Уже в обозримом будущем можно предсказать и распад нынешней мировой финансовой системы. Первые кукушечки уже прокуковали: сенаторы Линдси Грэм и Марша Бэкборн предложили списать американский долг перед Китаем, который владеет американскими облигациями на $1,2 трлн - в качестве компенсации за пандемию. Несомненно, ответ Пекина не замедлит последовать, а он сейчас укрепляется, формируя имидж глобального лидера в сфере здравоохранения, который спасает весь мир от опасной вирусной инфекции, разросшейся до пандемии. Но и у США наготове следующий ход: в обращении находится $1,74 трлн. бумажных долларов, и 60-70% из них - за пределами Соединенных Штатов.