Тоталитарный диктант. Почему украинцам так нужны "хорошие русские"
Российский оппозиционер Михаил Ходорковский снова стал украинским ньюсмейкером. Его рассуждения о Крыме, о мирных планах относительно украинского Донбасса в свое время становились причиной жарких споров в соцсетях. На этот раз бывший узник Кремля осудил срыв "Тотального диктанта" в Украине, написав, что рвать культурные связи между соседями и ограничивать права людей крайне недальновидно.
"Совсем не по-европейски", — написал он в своем Twiter. И снова среди украинцев прокатилась волна разочарования. "Как же так? Такой приличный человек! Вы не правы, уважаемый российский оппозиционер. Сейчас мы вам все объясним. И про Донбасс, и про лживость утверждений о языковой дискриминации в Украине, и про наше право защищать свою страну в момент иностранной агрессии". Украинцы привыкли верить в "хороших и плохих русских". Поэтому каждый раз, когда они сталкиваются с имперской позицией "приличных россиян", испытывают почти детскую фрустрацию.
Для начала давайте разберемся, что же такое "Тотальный диктант", о котором так печется российский оппозиционер. Речь идет о ежегодной международной акции, в ходе которой "люди в разных городах мира одновременно пишут диктант, для проверки своих знаний по русскому языку".
Акция "Тотальный диктант" проводится с 2004 г. и изначально была инициирована студентами гуманитарного факультета Новосибирского государственного университета. Ее организаторы утверждают, что их цель — показать людям, что быть грамотным важно для каждого человека. Они стараются объединить всех, кто умеет и хочет писать, говорить и думать по-русски.
В этом году для "Тотального диктанта" был избран текст Леонида Юзефовича, читать который вызвались известные российские актеры, шоумены, писатели и деятели культуры. И еще одна важная подробность. В России акция "Тотальный диктант-2017" обозначена как "всероссийская образовательная акция", включающая в себя 800 городов из более чем 70 стран мира. Другими словами, приставка "международная" — это экспортный вариант, транслируемый во вне. Сами же россияне, продвигая по миру "грамотность", предлагают гражданам соседних государств присоединиться к единому всероссийскому пространству. Перед нами "русский мир"? Да. Во всей красе.
8 апреля акцию планировалось провести в Киеве, Одессе, Николаеве, Харькове и Житомире. Помимо этого, в здании "Россотрудничества" в этот день должна была состояться конференция "К миру и созиданию через духовную культуру". На страничке "Тотального диктанта" говорилось, что подобные мероприятия в Киеве — это уже традиция. А российская пресса напоминала, что в феврале 2014 г., "в один из первых дней после госпереворота", Верховная Рада отменила закон 2012 г. об основах государственной языковой политики, что "спровоцировало массовые протесты в южных и юго-восточных областях Украины".
Информационная артподготовка накануне диктанта впрямую увязывала оккупацию Крыма и кровопролитие на Донбассе со статусом русского языка в Украине. Так стоит ли удивляться тому, что активисты Национального корпуса "Азов" провели свою акцию и заблокировали здание "Россотрудничества" в столице Украины? Возможно, они приняли российских "грамотеев" за посланников "русского мира"? Бывает. После культурологических "флешмобов" российских отпускников и трактористов на украинских землях несложно и перепутать.
Михаила Ходорковского не возмутила идея устраивать в столице страны — жертвы российской агрессии "диктанты мира". Но он, конечно же, не смог пройти мимо насильственного "разрыва связи между соседями" и "недальновидного нарушения прав русскоговорящих". В итоге на просьбу уважать украинскую государственную субъектность и говорить "в Украине" Ходорковский ответил: "Разучитесь преподавать правила нашего языка. Признаете вторым государственным — будем обсуждать".
В этой истории можно бесконечно спорить о том, почему российский оппозиционер заговорил словами Евгения Киселева. Можно напоминать, как российская языковая и культурная экспансия предшествовала военному вторжению на украинские земли в Крыму и на Донбассе. Можно с многозначительным прищуром замечать: "Если российская интеллигенция стремится "к миру и созиданию через духовную культуру", то ей следовало бы провести диктант украинского языка по всей России. Чтобы снять ту ненависть к украинцам, которую распространяет кремлевский агитпром".
Только это не имеет никакого значения. Сохранение культурных связей с Украиной — это российская проблема. Наша же задача — заботиться о сохранении страны в условиях российской военной агрессии. Почему россияне, вместо того чтобы сохранять у украинской публики к себе остатки уважения, служат распространению пропагандистских штампов о "притеснении русскоязычных в Украине"? Не наша с вами забота. А вот почему украинцы продолжают надеяться на "хороших русских" — это действительно важный вопрос.
Ходорковский и его слова — только часть коллективного садистического имперского организма. Нам же стоит задуматься о другом. Как научиться защищаться от этого враждебного коллективного псевдомиротворца? Как распознавать за конкретными, пусть и неплохими людьми этого враждебного великоимперского кадавра? Взрослая реакция от детской отличается способностью психики видеть мир исходя из собственных ощущений. Взрослый человек не делит людей на хороших и плохих. Он оценивает поведение другого человека как комфортное для себя и абсолютно неприемлемое.
Рассуждать о реакции украинцев на "диктант мира" сегодня — это то же самое, что рассматривать длину юбки или оттенок помады у изнасилованной женщины. Презрительно морщатся на резкую реакцию жертвы агрессии только интеллектуальные садисты. Ударить — пожалеть. Покачать головой при виде синяков и тут же прикрикнуть: "Прекрати кричать!" Если переводить эту метафору на наши реалии, то садизм — это разбомбить из "Градов" спящие населенные пункты русскоязычных, между прочим, жителей прифронтовой зоны, а потом приехать в Киев и провести диктант. Разве это не издевательство заправского мучителя? То, что бомбят одни, а к "миру и созиданию посредством культуры" призывают другие, в данном случае ничего не меняет.
Суть в том, что никакого противостояния между россиянами и украинцами нет. Есть противостояние имперской идеологии с национальной идеей суверенитета. Это конфликт ценностей "русского мира" с общемировыми ценностями. Поэтому когда мы видим в российских гражданах солидарность с общечеловеческими ценностями, это всегда включает уважение к Украине и украинцам, столкнувшимся сегодня с имперской политикой Кремля. Когда же россиянин пытается солидаризоваться с современной Россией, он неминуемо превращается в имперца и начинает повторять бесчеловечные преамбулы о "правах русскоязычных", о "крымском бутерброде" и о "извечной дружбе славянских народов". Он защищает русский имперский миф, вместо того чтобы держаться за цивилизационные нормы.