Атака на Тимошенко. Что Банковая придумала для "Батьківщини"
Идеальная для Банковой ситуация выглядит так: рейтинг Тимошенко обнулен, а депутаты "Батьківщини" поделены между центрами влияния, полностью лояльными Офису президента
Долгое время лидер "Батьківщини" Юлия Тимошенко была на обочине потока новостей. Собственно, это касается почти всех политиков, которые не располагают благосклонностью Банковой. Но в последние несколько дней Юлия Владимировна попала в фокус общественного внимания. Поводом послужило расследование журналиста "Украинской правды" Михаила Ткача, обнародованное 27 января. Он смог заснять ее на пляже в Дубае в Объединенных Арабских Эмиратах. Перед этим "Украинская правда" сообщила, со ссылкой на свои источники в Госпогранслужбе, что Тимошенко вылетела из Украины в ОАЭ 27 декабря, а вернулась почти через месяц, 23 января.
Как Сергей Лещенко разоблачил Банковую
Информация от источника УП в Госпогранслужбе вызывает, мягко говоря, недоумение, ведь нетрудно заглянуть в стенограммы заседаний Верховной Рады, чтобы убедиться — Тимошенко 12 и 13 января присутствовала в Раде и даже выступала. 12 января она говорила о том, что "вместо единения в парламенте планируется принять закон, где по сути часть парламента будет отстранена от принятия законодательства, отстранена грубым путем через лишение депутатов внесения своих правок". А 13 января она выступила с заявлением о том, что "Батьківщина" не будет принимать участия в грязных играх и требует первым делом поставить на голосование проекты постановлений о лишении полномочий пяти нардепов: Аксенова (по собственному желанию) и Деркача, Козака, Кузьмина, Медведчука (этих четверых Владимир Зеленский лишил гражданства). Ее требование было удовлетворено, и все пятеро лишились мандатов.
Конечно, тот факт, что 62-летняя оппозиционерка побывала в Дубае, это не компромат. И даже если бы она пропустила из-за этого несколько голосований, это тоже не было бы компроматом. Другое дело, если бы она входила в правящую коалицию. Тогда можно было бы говорить, что ее отсутствие поставило под угрозу срыва принятие важных законопроектов. Но Банковая после 24 февраля не захотела создавать правительство национального единства, а предпочла делать вид, что у нее есть монобольшинство "слуг народа", якобы способное своими силами принимать все необходимые решения.
Обвинять в чем-то Тимошенко могли бы разве что ее избиратели, если бы она пропустила возможность высказать в парламенте свое мнение по какому-то важному вопросу. Но в условиях, когда заседания парламента вообще не транслируются (даже в записи), а парламентский телеканал "Рада" используется для совершенно других задач, подобные упреки теряют смысл.
Тем не менее, расследование Ткача моментально подхватили так называемые позитивные блогеры Банковой. Особенно им понравились политические выводы, к которым пришел Ткач: "Юлия Владимировна, у нас нет времени. У вас, судя по "отпускам", есть. Освободите парламент и политическое пространство от своего присутствия. И если кто-то сфотографирует вас в Дубае у внуков — это будет желтая пресса. А пока несите политическую ответственность. Это она".
Можно было бы сомневаться, действительно ли это интрига офиса Зеленского. Все-таки блогеры могли высказывать свою личную неприязнь к лидеру "Батьківщини". Но все сомнения развеял известный деятель — представитель государства в наблюдательном совете "Укрзалізниці" Сергей Лещенко. Он отработал свою зарплату тем, что разместил в своем ТГ-канале (является "источником вдохновения" для многих позитивных блогеров) четыре поста, в которых упомянут отдых Тимошенко в Дубае. Утром 27 января Лещенко рассказал, что "журналист Михаил Ткач обнаружил Юлию Тимошенко на пляже в Дубае, где она жила много недель на вилле". Затем он развил эту тему днем и вечером 27 января и днем 29 января. Очевидно, Банковой было важно подогревать интерес к этой истории, чтобы он не остыл.
Зачем Банковой атаковать Юлию Тимошенко
Все это выглядит довольно странно, если вспомнить, что до недавнего времени Тимошенко и "Батьківщина" не были замечены в радикальном оппонировании Зеленскому и "слугам народа". Но сейчас, похоже, ситуация изменилась. Выступления Тимошенко в Раде 12 и 13 января четко показали, что она взяла курс на ужесточение позиции. На Банковой это заметили — и не оставили без реакции.
О причинах этого обострения можно услышать три версии. Первая говорит, что Тимошенко учуяла своим политическим чутьем (а оно у нее есть, иначе она не продержалась бы в политике четверть века) приближение большой турбулентности в украинской политике. А это значит, что пришло время всерьез заняться рейтингами. Если бы она имела пост в правительстве, она делала бы рейтинг на этом. Ну а поскольку должности нет, ей остается повышать градус оппозиционности. Банковой это, естественно, не понравилось, вот она и предприняла ответные меры с целью обнулить рейтинг Тимошенко.
Вторая версия заключается в том, что сейчас у Банковой усугубляется дефицит голосов в парламенте. Именно по этой причине Банковая отказывается от такого шага, выгодного с точки зрения пиара, как изгнание из парламента всех депутатов, которые были выдвиженцами ОПЗЖ. Как раз эти депутаты и спасают от провала законопроекты, выгодные власти. Но проблема все равно нарастает, ибо дисциплина в монобольшинстве падает.
Ситуация обострилась после решения СНБО от 23 января, которым было поручено Кабмину в пятидневный срок принять постановление, где предусмотреть для нардепов "возможность выезда за границы Украины исключительно в служебные командировки". Говорят, некоторые депутатки настолько расстроились, что выразили намерение сложить мандаты, лишь бы иметь возможность проведывать своих детей, которых они эвакуировали за границу. Кабмин был вынужден спасать ситуацию тем, что в постановлении от 27 января, принятом во исполнение решения СНБО, записал возможность выезжать за границу нардепу, если он является женщиной или одиноким отцом, для посещения своего ребенка младше 18 лет или для сопровождения его для выезда за пределы Украины.
Так вот, если у "слуг народа" нарастает дефицит голосов, тогда повышается стоимость голосов дополнительных. Стоимость не только в банальном (финансовом) смысле, но и в политическом (то есть расплачиваться нужно лоббистскими решениями и кадровыми позициями). Это прекрасно знают Игорь Коломойский и другие олигархи, которые опекают депутатские группы "За майбутнє" и "Довіра". Ну и фракция "Батьківщини" тоже это знает. В таком случае демонстративная оппозиционность — это игра на повышение цены. А черный пиар против Тимошенко — это игра на понижение. И предупреждение на будущее, чтобы лидер "Батьківщини" была сговорчивее.
Наконец, третья версия основывается на том, что парламент все более атомизируется. Подавляющее большинство нынешних нардепов, в том числе и "слуг народа", осознают, что они не имеют шансов попасть в следующий парламент. Это касается фракции "Батьківщини" в полном составе — судя по нынешним рейтингам, партия Тимошенко не преодолеет 5%-ный барьер. И пока Тимошенко пытается торговаться оптом, то есть всей фракцией, офис Зеленского может начать торговлю в розницу — с отдельными членами "Батьківщини". Идеальная для Банковой ситуация выглядит так: рейтинг Тимошенко обнулен, а ее депутаты поделены между центрами влияния, полностью лояльными Офису президента. Возможно, первые действия в направлении к этому идеалу мы сейчас и наблюдаем.
Понятно, что описанные три версии не противоречат друг другу. Возможно, в какой-то мере справедливы они все. Ну а у Тимошенко на сегодня практически нет ресурсов для активных контрдействий.