Томос под угрозой. Когда Порошенко пойдет по пути императора Константина
Глава Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ) митрополит Макарий (Малетич) заявил о спорах с предстоятелем УПЦ КП Филаретом о будущем объединительном соборе. Суть спора сводится к трем вещам: чей устав главный, как назовут церковь и какая — митрополичья или патриаршая — будет ее модель. Заявление Макария сразу же подхватили противники автокефалии и в Украине, и в России. Впрочем, сказанное митрополитом УАПЦ скорее следует рассматривать как торги с Филаретом за будущие должности в церкви, а не как отказ от единения.
Второй момент — присутствие на cоборе представителей УПЦ МП. Кроме митрополита Переяслав-Хмельницкого Александра (Драбинко) больше никто из иерархов МП о приверженности автокефальной церкви публично не заявил. Это можно объяснить страхом священников перед давлением со стороны Онуфрия и прочих, кто остается верен Москве. Та же, в свою очередь, пытается сорвать единение прямыми угрозами. Напомним, Госдума РФ единогласно приняла заявление "Об обострении ситуации в Украине", в котором обвинила нашу власть в превращении Украины в "плацдарм борьбы с Россией и ее народом на всех возможных фронтах и направлениях".
В этом заявлении смешали в кучу решение Вселенского патриархата об автокефалии, марш правых на Покрову — им приписали призывы к расправе над русскими и верующими УПЦ МП и придумали "дискриминацию русскоязычного населения". В общем, стиль выдержан в традициях эпической истории о распятом мальчике. Однако надо понимать, что одной из целей всех этих угроз являются священники УПЦ МП, "предательство" которым Россия не простит.
Если коротко обобщить, то подготовка к объединительному cобору сопровождается двумя процессами — выходом наружу конфликтных моментов, что не способствует быстрому ходу переговоров, а также волной слухов и информационных вбросов, вызванных секретностью подготовки. Остается надеяться, чтобы в конечном итоге все сладилось, ведь у нас уже были случаи, когда цель казалась близкой, но путь к ней оказывался излишне тернистым. Анонсированный безвизовый режим со странами ЕС несколько раз переносился на более поздние даты, пока его наконец предоставили, еще более долгоиграющей оказалась история с поставками в Украину американских "Джавелинов". Да и Томос ждали сначала ко Дню независимости, затем к Покровам.
Важно провести собор и избрать патриарха в ближайшее время, чтобы завершить эпопею с Томосом в ноябре. Нельзя терять темп и давать России поводы для гибридных атак. Однако есть и другое измерение проблемы: сейчас мяч на поле украинских клириков и главное, чтобы они собрались в команду, которая будет играть в одну игру дальше. Без расколов и разночтений. А в какой день это произойдет — уже вопрос технический.
При подготовке к собору очень важна деликатность властей, ведь у наших священников амбиций не меньше, чем у политиков, и они тоже хорошо знают поговорку про двух украинцев и трех гетманов. На этих амбициях обязательно будут играть противники автокефалии. Потому это тот случай, когда нужны пряники. Какие — вопрос к стратегам с Банковой, придумавшим вплести церковную тему в предвыборную кампанию Петра Порошенко.
Как тут не вспомнить политику императора Константина, который прекратил распри христиан на Первом Никейском соборе в 325 г. Сегодня оппоненты действующего президента обвиняют его во вмешательстве в церковные дела. Но если бы Константин не способствовал тому собору всеми возможными методами, была бы сегодня церковь вообще? В итоге же получилось собрание победителей, а их, как известно, не судят.