То ли выборы Зеленского, то ли замена Залужного. Каких сюрпризов от Банковой ждать до конца года
Кто-то скажет, что Зеленский ищет более эффективного командующего. А кто-то — что тут играет политическая ревность
Сейчас две самые обсуждаемые темы — будут ли президентские выборы и будет ли отставка Валерия Залужного. Объединяет эти вопросы то, что общество так и не получило на них надежного ответа. И они продолжают вносить сумятицу в работу всей вертикали власти — как гражданской, так и военной.
Будут ли выборы
О том, что президентские выборы могут быть проведены даже в условиях войны, Владимир Зеленский заявил еще в конце лета — в интервью Наталье Мосейчук (Раевской), которое показали на телемарафоне 27 августа, и в интервью португальскому общественному телеканалу RTP, которое было обнародовано 30 августа. Тогда же он сформулировал ряд условий для проведения выборов.
Затем 10 октября во время визита в Румынию в интервью телеканалу Digi24 он подтвердил, что если выборы будут проведены во время войны, то он примет в них участие. Его спросили, баллотировался ли бы он вновь на выборах. "Если бы война продолжилась — да, если бы война закончилась — нет. Я не могу сбежать во время войны", — ответил он.
3 ноября министр иностранных дел Дмитрий Кулеба во время визита в Германию сообщил на брифинге, что Зеленский рассматривает возможность проведения президентских выборов следующей весной. "Мы не закрываем эту страницу. Президент Украины обдумывает и взвешивает разные плюсы и минусы", — рассказал он.
Однако 6 ноября в видеообращении к украинцам Зеленский дал понять, что он против выборов. "Должны прекратиться волны с любыми вещами, которые раскалывают политически. Мы должны определиться, что сейчас время обороны, время битвы, от которой зависит судьба государства и людей, а не время вбросов, которых ждет от Украины только Россия. Я считаю, что сейчас выборы не ко времени", — подчеркнул он.
Можно было подумать, что в этом вопросе уже поставлена точка. Но 9 ноября телеканал "1+1" сообщил новость: "В Украине будут выборы, если есть готовность выполнить 4 пункта президента Зеленского": Андрей Ермак в "Мосейчук+".
"Единственным ответом является ответ нашего президента, который говорит, что не держится за власть и готов к выборам в любое время", — заявил руководитель Офиса президента и далее перечислил условия, которые звучали еще в августовском интервью Зеленского португальскому телеканалу RTP. Во-первых, чтобы эти выборы были признаны миром как демократические. Во-вторых, чтобы каждый из наших защитников, которые сейчас воюют, имел возможность проголосовать. В-третьих, чтобы каждый временно уехавший человек смог высказать свое мнение. И в-четвертых, чтобы выборы проводились на деньги наших партнеров. "Если наши партнеры готовы решить все эти четыре вопроса, власти в лице президента готовы провести выборы", — подчеркнул Ермак.
Очевидно, что все это вносит сумятицу в головы украинцев. Они уже не знают, что и думать. Но проблема глубже. Сумятица получается в мозгах всей исполнительной вертикали. А она, по данным из разных источников, уже начала активно готовиться к выборам.
Например, сайт glavcom.ua 7 ноября обнародовал депеши, которые "сверху" получили местные чиновники на Киевщине. Это официальные письма, направленные районными государственными (военными) администрациями руководителям территориальных громад. Суть указаний такова: центральные власти требуют сформировать политические паспорта громад. Подобные документы обычно создают штабы политических партий. В них содержится информация о лояльности глав населенных пунктов к власти, политических раскладах в местных советах, потенциальных кандидатах от власти и оппозиции. Датированы эти "письма счастья" 30 октября.
Чуть раньше началась работа над созданием аналогичных "политических паспортов" воинских частей. Журналист Юрий Бутусов сообщил, что 20 октября административное управление штаба командования Сухопутных войск ВСУ разослало приказ с пометкой "срочно" ко всем подчиненным воинским частям и соединениям всех уровней предоставить информацию о членах руководящих органов политических партий, мобилизованных в ряды ВСУ. "Источники в военном руководстве заявили, что приказ, который отправили в войска, не является инициативой командования Сухопутных войск, он издан по поручению одного из руководителей Генштаба. А источники, близкие к одному из руководителей Генштаба, утверждают, что инициатива не их, а они получили такой запрос от Кабмина", — утверждает Бутусов.
О том, что власть занялась подготовкой к выборам, рассказывали и народные депутаты. Например, Алексей Гончаренко 5 ноября в эфире espreso.tv заявил, что, по его информации, Зеленский дал поручение своему офису готовиться к президентским выборам, которые планируют провести 31 марта 2024 г. Ранее Виктория Сюмар на "Прямом" канале предположила, что о своем выдвижении Зеленский может заявить 16 декабря.
Поэтому, когда 6 ноября президент заявил, что "сейчас выборы не ко времени", можно было услышать две версии. Одни объясняли, что на Банковой все эти месяцы шла борьба между сторонниками и противниками выборов 31 марта. Внезапное заявление Зеленского вроде бы свидетельствовало о победе приверженцев откладывания выборов до конца войны.
Согласно другой версии, на Банковой просто решили замять тему выборов, потому что она слишком рано стала звучать чересчур громко. А через месяц к ней могут вернуться.
А после новости на "1+1" об интервью Ермака появилась новая загадка. Интервью было записано в конце октября, то есть еще до заявления Зеленского о том, что "сейчас выборы не ко времени". И вот загадка: для чего сейчас понадобилось вбрасывать в информпространство тезис, что "власти в лице президента готовы провести выборы".
Теперь украинцы вынуждены разгадывать ребус и пытаться собрать из этих фрагментов какой-то понятный паззл. На это тратит свое время и вся чиновничья вертикаль, и армия. И этот период неизвестности может затянуться до середины декабря. А дальше — или будет срочно принято решение о проведении выборов и внесены необходимые изменения в законы, или выборы 31 марта уже окончательно станут невозможными.
Будет ли отставка Залужного
Не меньшим раздражителем для украинского общества, в особенности для армии, стала тема вероятной отставки главнокомандующего ВСУ Валерия Залужного. Одним из поводов для таких предположений стала удивительная активность заместителя главы парламентского комитета по вопросам нацбезопасности, обороны и разведки Марьяны Безуглой.
1 ноября Безуглая получила еще один портфель — главы подкомитета по демократичному гражданскому надзору и контролю за сектором нацбезопасности и обороны. То есть "слуги народа" (читай Банковая) уполномочили ее надзирать за командованием ВСУ и давать публичные оценки.
Этот портфель Безуглая получила как раз в тот день, когда в The Economist вышла статья Залужного, которая вызвала противоположные оценки Белого дома и Банковой. И Безуглая сразу же выступила против Залужного: "Не скоординировать такую статью с Верховным Главнокомандующим — это свидетельство военно-политического кризиса".
Дальше Безуглая решила раздуть информацию о том, что Залужный будет защищать диссертацию в Одесской юридической академии. В научных работах, приложенных к диссертации, указано, что Залужный — аспирант кафедры административного, гражданского и хозяйственного права и процесса Академии Государственной пенитенциарной службы. Эта академия находится в Чернигове, а не в Одессе. Главнокомандующий ВСУ не раз приходил на мероприятия этой академии, например, по случаю выпуска ее студентов.
Но Безуглая заявила, что "диссертация у Кивалова писалась", и обвинила Залужного в "сотрудничестве с Киваловым", "который имеет награды от Путина и Медведева". Вердикт Безуглой: "Сергей Кивалов не должен быть на свободе. Защиту [диссертации Залужного] нужно отменить".
Это не была истерика. Это был тщательно продуманный черный пиар против главнокомандующего ВСУ. 6 ноября нардеп Алексей Гончаренко сообщил в своем ТГ-канале, что по сайтам и ТГ-каналам пошла раскидка постов о защите Залужным "диссертации у Кивалова". "Выглядит все так, что кто-то из ОП хочет снять Залужного", — прокомментировал Гончаренко.
На следующий день нардеп Владимир Арьев сообщил, что министр обороны Рустем Умеров якобы внес представление об увольнении Залужного. И хотя через час Арьев свой пост удалил, в соцсетях успела подняться буря. Многие высказали предположение, что Арьев был использован для удара на упреждение: дескать, отставка Залужного готовилась, но преждевременная огласка вынудила отложить эти планы.
Впрочем, эта версия встретила аргументированные возражения. "Не знаю, действительно ли Володя Арьев спас Залужного своим постом, но, по моей информации, собеседования с кандидатами на должность главнокомандующего Ермак таки проводил и звонки от союзников Зеленскому по этому поводу были. Они и остановили отставку, — предполагает политолог Карл Волох. — А главное, информированные люди считают, что Ермак таки докрутит Зеленского до увольнения генерала". В числе кандидатов, которые были на собеседованиях, Волох назвал командующего Сухопутных войск ВСУ Александра Сырского и предшественника Залужного на посту главнокомандующего ВСУ Руслана Хомчака.
Схожие предположения высказал нардеп Евгений Шевченко, избранный в парламент как выдвиженец партии "Слуга народа". "Главкома Залужного уволят с вероятностью 99%. Вопрос времени. Причина: нарушен принцип единовластия. Новым главнокомандующим ВСУ будет назначен Сырский", — спрогнозировал он в своем ТГ-канале 7 ноября.
Наконец, загадкой остаются мотивы Банковой. Кто-то скажет, что Зеленский ищет более эффективного командующего. А кто-то — что тут играет политическая ревность.
Сейчас по медиапространству прокатилась волна комментариев Ермака насчет слухов о том, что Зеленский собирается заменить Залужного кем-то другим. "Я не слышал об этом. У меня нет такой информации", — заявил он в интервью журналистке "1+1" Наталье Мосейчук (Раевской). Также он ответил на вопрос, есть ли единство во взаимоотношениях Зеленского и Залужного. "А как может быть по-другому. У нас есть единственная позиция — победить в этой войне. Сегодня идет постоянный диалог, постоянная работа — 24/7".
Интервью это было записано 28-29 октября на Мальте, где проходил саммит украинской "формулы мира" на уровне советников. Статья Залужного в The Economist появилась позже, как и удивительная активность Безуглой. Поэтому вопрос остается подвешенным.
Помогает ли такая ситуация укреплять военную вертикаль и сплачивать общество? Каждый читатель может добавить собственные наблюдения и размышления и попробовать сам сложить паззл.