Недорогое удовольствие. Сколько нужно купить украинцев, чтобы выиграть президентские выборы
Прошедшие 29 апреля местные выборы в объединенных территориальных громадах (ОТГ) вряд ли привлекли бы к себе особое внимание, если бы не два аспекта общенационального масштаба. Первый момент понятен - эти выборы стали последним более-менее массовым голосованием, причем в 17 различных регионах страны, перед президентскими и парламентскими выборами 2019 года. То есть у штабистов ведущих политических сил была хорошая возможность апробировать на практике свои предвыборные технологии и показать их результативность.
Что касается результатов, то о своей победе на этих выборах одновременно объявили и БПП, и "Батьківщина", причем происходит это уже в который раз. Все потому, что обе партии считают по-разному - одна использует показатель победивших от себя и при своей поддержке глав ОТГ, а другая - прошедших в советы депутатов-партийцев без учета самовыдвиженцев. В принципе, такие разночтения в подсчетах стали уже отдельной технологией для собственной политической рекламы как БПП, так и "Батьківщини", которые соревнуются в победных реляциях исключительно между собой. Все остальные политические силы, не имея столь разветвленных организационных структур на местах, либо вообще самоустраняются от предвыборной борьбы в сельской местности, либо участвуют в ней по минимуму.
Второй же момент, связанный с последними выборами в ОТГ, несколько неожиданный и поэтому, наверное, более значимый - в данной, казалось бы, миниатюрной гонке поставлены настоящие рекорды и по количеству, и по масштабам подкупа избирателей. Как заявил глава Комитета избирателей Украины (КИУ) Алексей Кошель, выборы 29 апреля оказались самой грязной кампанией за всю историю проведения выборов в ОТГ, начиная с октября 2015-го. Так, наблюдатели КИУ получили информацию о 25 фактах подкупа, правоохранители открыли соответственные уголовные дела в пяти областях, а в сам день голосования были пойманы с поличным трое скупщиков голосов.
"Обнародованные фото и видеоматериалы о "сетках", схемах и конкретных фактах покупки голосов дают основания прогнозировать не менее 10 результативных уголовных дел. Впрочем, по итогам парламентских выборов-2014 и местных-2015 в Украине не было ни одного прецедента, когда бы покупка голосов привела к реальному тюремному сроку. Именно безнаказанность позволила политикам превратить выборы в супермаркет по продаже голосов", - резюмирует Кошель. Напомним, речь идет о выборах лишь в 40 громадах, и если сравнивать с аналогичными выборами полугодичной давности в 201 ОТГ, когда по факту подкупа избирателей Нацполиция возбудила только четыре уголовных производства, распространение практики скупки голосов действительно выросло многократно.
Более того, на этот раз отдельные кандидаты в расчете на свою поддержку не только раздавали избирателям кто цыплят, кто комбикорм, кто дрова, угощали "партийными конфетами" или банально поили халявной водкой, но и выдавали наличность, записав перед этим данные о "продавшихся" в отдельную тетрадочку. Таким образом, на сегодняшний день средняя цена одного голоса составляет примерно 400 грн., а, скажем, для победы на президентских выборах-2019 необходимо около 10 млн. голосов избирателей. Механически перемножаем эти две цифры и получаем 4 млрд грн, или чуть более $150 млн. Сумма вполне подъемная практически для всех фигурантов ТОП-10 президентского рейтинга. Разумеется, купить 10 миллионов украинцев на практике невозможно, в том числе и потому, что не нужно. Для мощных политических игроков с ядерным электоратом вполне достаточно каких-то 1-2 млн избирателей в масштабах страны, чтобы обойти конкурентов.
Следовательно, если тестирование такого построения "сеток" для скупки голосов и вправду оставить безнаказанным, то подобные предвыборные методы имеют все шансы разрастись до целой системы невиданных прежде размеров в пределах всей Украины. Ну и пользоваться ими будут буквально все, кому не лень. Кстати, по словам Кошеля, наблюдатели КИУ только на последних выборах в ОТГ установили аж шесть партий (и провластных, и откровенно оппозиционных), представители которых упражнялись в подкупе избирателей. Что само по себе свидетельствует о двух фактах - реальном отсутствии единой вертикали по стране хваленого некогда админресурса, а также о фактическом попустительстве в борьбе с таким явлением, как скупка голосов, со стороны правоохранительной и судебной системы. Ведь за последние четыре года приговоры в судах по поводу виновных в злоупотреблениях во время избирательного процесса ограничивались вынесением им либо незначительных штрафов либо малых условных сроков.
КИУ, "Опора" и другие общественные организации, специализирующиеся на наблюдении за выборами, сейчас особо уповают на внесенный недавно в парламент правительственный законопроект, ужесточающий наказание за скупку голосов. В случае его утверждения организация подкупа избирателей будет приравнена к преступлению средней тяжести с санкцией до 6 лет тюремного заключения. А это позволит полицейским осуществлять негласные следственные действия и собирать необходимые доказательства для привлечения к ответственности недобросовестных участников предвыборной гонки (до сих пор именно по этой причине любые фото- и видеодоказательства подкупа обычно игнорировались в судах). При этом и сам продавший свой голос избиратель рискует сесть в тюрьму до двух лет.
Однако одним устрашением делу явно не поможешь - тут нужны решения системного характера. Во-первых, чтобы МВД во главе с Арсеном Аваковым не играло с кем-то в поддавки, а с кого-то делало "козлов отпущения" - такая избирательность в подходах может вообще заметно делегитимизировать весь избирательный процесс как внутри страны, так и за ее пределами. Ну и, во-вторых, все ведущие политические игроки, вместо того, чтобы во время активной предвыборной гонки ловить друг друга на подкупе избирателей, должны просто понять, что для них намного выгоднее на самом старте договориться между собой "не играть слишком грязно". Потому что последствия масштабной скупки и перекупки голосов непредсказуемы для любого победителя украинских выборов.