Странное совещание на Банковой. Зачем Зеленский захотел полицейской демократии
Опять прозвучали обещания расширить возможности украинцев влиять на решения государства. Наверное, хотят осчастливить народ голосованием в "Дії"
Владимир Зеленский провел совещание об усилении устойчивости демократии в Украине. По результатам совещания появится документ, который будут реализовывать Кабмин, Верховная Рада и другие органы государственной власти.
Конечно, Украина сейчас нуждается в усилении устойчивости демократии. Можно даже сказать короче: нуждается в устойчивости демократии. Или еще лаконичнее: нуждается в демократии.
Более того, есть целый ряд факторов, которые вынуждают власть включать эту проблему в свою повестку дня.
Три вызова перед Зеленским
Прежде всего, это правовая коллизия вокруг президентских выборов. Конституция четко указывает, что президент избирается сроком на пять лет. У Владимира Зеленского этот срок истечет 20 мая 2024 года. Также Конституция требует, чтобы выборы президента были проведены в последнее воскресенье марта пятого года полномочий президента. Эта дата наступит 31 марта 2024 года. Однако в законах записано, что во время военного положения выборы не проводятся. И эта коллизия — это вызов, на который необходимо дать ответ.
Кроме того, социология свидетельствует о том, что в народе растет недовольство властью. Однако во время военного положения не работают традиционные механизмы выпускания пара из котла. В частности, законодательно запрещено проведение забастовок, массовых собраний и акций. Опять же, отменены выборы. Но если не выпускать пар из котла, где растет давление, то результат может быть печальным для котла. И это тоже вызов, на который необходимо дать ответ.
Наконец, есть внешний фактор. Во время войны мы особенно сильно зависим от западной помощи. Поэтому опасно давать козыри в руки тем нашим недоброжелателям на Западе, кто утверждает, что помощь Украине нужно сворачивать, поскольку там, дескать, упразднена демократия и установлена диктатура. На этот вызов тоже необходим ответ.
Три странности совещания на Банковой
Проведение Зеленским совещания об усилении устойчивости демократии говорит о том, что власть видит эти вызовы и всерьез озаботилась поиском ответов на них. Тут хотелось бы сказать еще что-то позитивное, но его нет. Поэтому перейдем к негативному.
Первая странность — это состав участников. Прочитав новость о том, что Зеленский захотел посоветоваться о демократии, можно было бы подумать, что он провел круглый стол с представителями гражданского общества. Или организовал встречу с лидерами оппозиционных партий. Или приехал в парламент обсудить проблему с представителями всех фракций и групп (кроме осколков ОПЗЖ).
Но нет. Он вызвал к себе на Банковую руководителей 14 государственных органов. На сайте президента есть список участников совещания. Первым назван генеральный прокурор Андрей Костин. Действительно, кто же у нас главный по демократии, как не генпрокурор. За ним названы руководители Верховной Рады, Кабинета министров, Службы внешней разведки, Офиса президента, Национальной полиции, Антимонопольного комитета, Специализированной антикоррупционной прокуратуры, Национального антикоррупционного бюро, Службы безопасности, Министерства юстиции, Национального агентства по предотвращению коррупции, Бюро экономической безопасности, Государственного бюро расследований.
Если Зеленский собрал их, чтобы обсудить необходимые шаги для установления полицейской демократии, тогда, бесспорно, это самый подходящий состав участников.
Вторая странность — это информационная закрытость. Конечно, в условиях военного времени нет ничего удивительного в том, что Зеленский провел совещание за закрытыми дверьми, без присутствия медиа. Однако можно было ожидать, что после совещания его участники поделятся с общественностью своими впечатлениями от дискуссии и своими предложениями. Но нет. Все молчат. Даже спикер парламента Руслан Стефанчук ничего не захотел рассказать ни на официальном сайте Рады, ни даже на своей фейсбук-страничке (или ему приказали молчать).
Вся информация о событии — это сообщение на сайте президента плюс пара фраз в видеообращении Зеленского вечером 15 сентября: "Сегодня провел широкое и содержательное совещание с представителями правоохранительных и антикоррупционных органов, Верховной Рады Украины, правительства, Офиса. Готовим концептуальные шаги, которые дадут Украине, всему нашему обществу больше справедливости, а демократии в нашем государстве — гарантированную устойчивость".
Набор этих "концептуальных шагов" — это третья странность. Самая странная.
Настоящая, суррогатная или полицейская?
Зеленский рассказал участникам совещания, для чего он их вызвал: ему нужны шаги для реализации справедливости. В ответ участники совещания предложили ему усилить устойчивость демократии. Зеленский согласился: первым шагом должна стать защита нацбезопасности.
Это не анекдот. Это то, о чем рассказывает сайт президента: "Как отметил Владимир Зеленский, нужны шаги, позволяющие обеспечить реализацию справедливости, которую будут ощущать люди. В этой связи участники совещания предложили подготовить концепт усиления устойчивости демократии в Украине и разработать пошаговый план его реализации. В ответ глава государства отметил, что меры, которые будут содержаться в концепте, должны касаться абсолютно всего: защиты национальной безопасности Украины, окончательной очистки от олигархического и коррупционного влияния".
Можно предположить, что ничьи советы Зеленскому были не нужны. Сначала на Банковой возникла идея "концепта усиления устойчивости демократии" с перечнем "концептуальных шагов", а уже затем Зеленский вызвал к себе руководителей 14 госорганов, чтобы легализовать эту идею под видом коллективной инициативы участников совещания.
Как сказал сам Зеленский, эти шаги "должны касаться абсолютно всего". Но мы все же выделим то, что касается именно демократии. "Кабинет Министров Украины, Верховная Рада и другие органы государственной власти должны осуществить ряд шагов для укрепления парламентаризма и возможностей избирателей влиять на управление государством, […] расширения возможностей граждан Украины влиять на выработку политических решений и курса государства", — говорится на сайте Зеленского.
Конечно, когда президент указывает Верховной Раде шаги для укрепления парламентаризма — это звучит как оксюморон. Но вот когда на сайте президента в одном предложении дважды говорится о необходимости расширить возможности украинцев влиять на решения государства — это уже совсем не смешно. Это вполне серьезная и хорошо продуманная идея суррогатной демократии.
Суть в том, что выборов по-прежнему не будет, свободы забастовок, массовых собраний и акций тоже не будет, парламент и правительство по-прежнему будут послушными исполнителями указаний с Банковой, а оппозиционные партии — лишены какого-либо влияния, даже информационного, в парламенте и за его стенами. Но для выпускания пара из котла народу дадут возможность проголосовать в "Дії" за какие-нибудь идеи власти.
Например: "Согласны ли Вы, что полномочия президента продлеваются на все время военного положения и до момента вступления в должность президента, избранного после отмены военного положения?" Или: "Поддерживаете ли Вы национализацию имущества олигархов?"
Если кому-то не понравится суррогатная демократия, он сможет прочувствовать демократию полицейскую. "Украина будет защищена от деятельности, направленной на подрыв демократии внутри нашей страны", — обещает сайт Зеленского. Состав участников совещания о демократии не оставляет почвы для сомнений в том, что суррогатная демократия и полицейская демократия совместными усилиями сумеют защитить себя от любых попыток подрыва.
В принципе, главное, чтобы вся эта затея не была использована для легализации в обход парламента новой Конституции и каких-то территориальных уступок врагу. А любые другие "концептуальные шаги" не будут иметь решающего значения, если их не реализует парламент в виде законов. К тому же западные партнеры имеют довольно четкое представление о демократии, включительно с особенностями демократии во время войны. Суррогатная и тем более полицейская демократия в это представление не вписывается. Хотя Банковая, конечно, может рискнуть проверить это опытным путем.