Татьяна Козаченко: Украинские бизнесмены вообще не думают о смерти

Любой учредитель должен выстроить бизнес таким образом, чтобы не аккумулировать всю полноту принятия решения в своих руках

Президент юридической компании "Капитал" Татьяна Козаченко считает, что каждый бизнесмен обязан заранее позаботиться о защите своих активов на случай собственной смерти. О наиболее простых способах, как это сделать, г-жа Козаченко рассказала "ВД".

Какой, на ваш взгляд, самый надежный способ защитить бизнес на случай внезапной смерти его собственника?

Т.К.: Любой учредитель должен выстроить бизнес таким образом, чтобы не аккумулировать всю полноту принятия решения в своих руках. Собственник должен четко понимать, каким образом будет происходить управление бизнесом в случае его смерти. Поэтому наиболее правильным способом предупреждения возможных проблем будет составление завещания.

Насколько часто бизнесмены принимают меры, чтобы заранее обезопасить свой бизнес на случай их смерти?

Т.К.: Как правило, украинские бизнесмены вообще не думают о смерти. В большинстве случаев они ведут себя авторитарно, не готовы делегировать полномочия по управлению, право на принятие решений оставляют только за собой. Очень редко встречаются люди, которые грамотно оценивают все риски, еще реже — те, кто документально их предупреждает. Даже такое простое решение, как завещание, может помочь нивелировать возникновение больших проблем у наследников с бизнесом в случае внезапной смерти учредителя.

Что в таком случае можно еще предпринять для защиты бизнеса от желающих его захватить?

Т.К.: Способы защиты существуют разно¬образные. Например, иногда целесообразно не закреплять контрольный пакет акций за единым собственником. В таких случаях контрольный пакет корпоративных прав (долей, акций) может быть закреплен, например, за несколькими членами семьи. В случае если кто-то из таких владельцев погибнет или будет лишен собственности на корпоративные права, самый большой пакет акций останется под контролем семьи. Но здесь есть маленький подвох. Когда в собственности находится очень сильно распыленный пакет корпоративных прав, может создаться впечатление, что нет мажоритарного собственника. Есть люди, которые ищут такие предприятия и, используя различные методики, принимают действия по захвату права управления.

В моей практике были случаи, когда по такой схеме действовали люди, входящие в группу "Приват". Они являлись регистраторами многих акционерных обществ, вели реестр эмитентов. В тех компаниях, где не были выкуплены контрольные пакеты, они приобретали какой-то небольшой пакет акций и тут же начинали процесс green mail (форма корпоративного шантажа, когда миноритарный акционер создает сложности в функционировании компании — прим. "ВД"). Эта схема довольно проста. Если вы имеете даже 1% акций, вы можете забросать предприятие различными запросами, вмешиваться в его деятельность, инициировать судебные разбирательства и так далее. Поэтому с одной стороны распыленный пакет может быть плюсом для наследников, но для тех, кто профессионально занимается рейдерством, это может стать сигналом к тому, чтобы попытаться атаковать компанию.

Насколько эффективно офшоры защищают бизнес от атак в случае смерти собственника компании?

Т.К.: Достаточно эффективно. Если вы правильно оформили все документарные процедуры и доверяете агенту в стране регистрации офшора, который его сопровождает, забрать компанию крайне сложно. Ведь никто не видит, кто реально владеет пакетом. Причем этот пакет собственник или его наследники могут оперативно передать кому угодно. В этом случае злоумышленники могут знать, кто фактический владелец, но совершенно не понимать, как этот бизнес забрать.

Какой, на ваш взгляд, самый явный признак того, что наследники могут остаться ни с чем?

Т.К.: Как правило, если наследники никоим образом не принимают участия в управлении бизнесом, надеяться на получение своей доли активов они могут лишь в случае честности партнеров погибшего соучредителя. Если этого не было, то существует масса юридических ухищрений, которые дают возможность нечистоплотным учредителям или руководителям злоупотреблять процессуальными правами и вывести активы или вообще закрыть доходность бизнеса, чтобы оставить наследников ни с чем. Если у наследников нет ресурсов к юридической борьбе и желания противостоять, что-либо отвоевать им будет очень сложно.

Станислав Мирошниченко ("Власть денег" N49 (9-15.12.2011 г.)

ДеПо - интернет-ресурс издательства "Картель". Републикация авторских статей и интервью, размещенных на портале ДеПо, запрещена. Читайте подробные Правила  републикации.