Переделать Конституцию. От "народного канцлера" до "украинского Эрдогана"

Ключевой вопрос – приведет ли эпическая конституционная дискуссия хоть к какому-то результату или закончится исключительно тотальной говорильней для электорального разогрева?
Фото: УНИАН

Последний перед президентскими выборами-2019 День Конституции, конечно, не могли проигнорировать ключевые претенденты на пост главы украинского государства. Поэтому уже в выходной день, 28 июня, все они сделали специальные заявления о том, какими бы, на их взгляд, выглядели необходимые конституционные изменения. А их соратники продолжили эту тему и на новой рабочей неделе.

Наименее радикальным выглядит видение процесса действующим президентом Петром Порошенко, высказаться о чем в День Конституции он намеренно пришел к столичному памятнику Филиппу Орлику. "Нельзя менять Конституцию под конкретных лиц, это Основной Закон Украины. Коренные изменения в Конституцию должны вызреть, чтобы не выглядеть скороспелыми и конъюнктурными", - объяснил свой глобальный подход Порошенко. Впрочем, по его мнению, несколько необходимых направлений конституционной реформы уже созрели и даже перезрели. И это, по всей видимости, займет свое ведущее место в его предвыборной риторике.

Во-первых, речь идет об окончательном решении депутатами Верховной Рады о снятии с себя депутатской неприкосновенности, и президент не видит никаких причин, чтобы тянуть с этим (у депутатов на этот счет может быть свое мнение). Во-вторых, Порошенко обратился к Конституционной комиссии активизировать работу над изменениями в Конституцию в части предоставления крымским татарам права на самоопределение в составе украинского государства, то есть позволить создать в Крыму после деоккупации полуострова полноценную крымскотатарскую автономию. Ну а, в-третьих, еще раз прозвучало президентское обещание внести в парламент проект о закреплении в Основном Законе двух стратегических целей - о вступлении Украины и в Евросоюз, и в НАТО.

Уже 2 июля на парламентском Согласительном совете представитель президента в ВР Ирина Луценко сообщила о том, что разработка на Банковой данного законопроекта практически вышла на финишную прямую. Кстати, на том же совете идею внести в конституционное тело стратегический курс Украины на европейскую и евроатлатическую интеграцию всецело поддержал замглавы фракции "Батьківщина" Сергей Соболев. Правда, на его взгляд, нужно переходить от косметических к фундаментальным изменениям Конституции, которые, дескать, вообще можно окончательно утвердить уже на следующей парламентской сессии.

Понятно, что подобные "сжатые сроки" утопичны с абсолютно 100%-ной вероятностью, ведь до президентских выборов радикальные конституционные инициативы Юлии Тимошенко вряд ли имеют шансы быть принятыми даже в первом чтении, не говоря уже об их утверждении в нынешнем парламенте в целом более чем 300 голосами. Однако нужный тон сугубо предвыборной риторики "Батьківщиною" и ее лидером уже задан - это план по переходу государства к парламентской форме правления с концентрацией всей исполнительной власти в руках премьера. И именно для этого, по утверждению Тимошенко, ей обязательно нужно избраться президентом, должность которого она вообще собирается упразднить.

На специально созванной 28 июня пресс-конференции Тимошенко безапелляционно заявила, что сейчас общество должно создать мощную концепцию нового конституционного проекта, который станет четким ультиматумом для всех кандидатов в президенты, а новый президент должен вынести этот проект на всенародный референдум. Параллельно же в не менее категоричной форме она обозначила все изъяны нынешней редакции Основного Закона и все преимущества будущей Конституции, именуемой ею не иначе, чем "новый общественный договор". Который, между прочим, через девять месяцев еще должен родиться в результате общественной дискуссии. Однако все эти нестыковки, видимо, должны нивелироваться самим доминированием лидера "Батьківщини" в конституционной теме.

Но не тут-то было - свой "ход конем" именно в День Конституции сделал некогда соратник Тимошенко, а ныне ее откровенный электоральный конкурент Олег Ляшко. Главный "радикал" выбрал местом выступления о собственных конституционных предложениях не столичный офис, а сельскую глубинку в Лубенском районе Полтавщины. Откуда, по словам Ляшко, шел к власти гетман Павел Скоропадский, а себя лидер РПЛ по этому случаю как раз и решил назвать "новым Скоропадским". В принципе все это было достаточно концептуально, но не это главное.

Если перейти к сути конституционной реформы по-ляшковски, то она стоит на противоположных идеям "Батьківщини" основах, хотя также предусматривает ликвидацию дуализма во власти. Во-первых, это получение президентом функций главы правительства с полным упразднением должности премьера и сокращением количества министерств. Во-вторых, запрет нардепам, число которых сокращается до 250, избираться в парламент более двух раз. В-третьих, освободить всех судей и прокуроров, новых же избирать на прямых общенародных выборах, а не назначать, как сейчас. Ну и, в-четвертых, в самопрезентации себя то ли "новым Скоропадским", то ли "новым Эрдоганом" Ляшко не забыл о земле-кормилице - в его проекте будет закреплено исключительное право украинских крестьян и фермеров навечно владеть землей, а также запрет ее продажи иностранцам.

На фоне такой активности конкурентов еще один кандидат в президенты Анатолий Гриценко выглядел заметно скромнее, сподобившись 28 июня лишь на тематический пост у себя в Facebook. "Годами Конституцию грубо и безнаказанно нарушали, отменяли за ночь, так же за ночь восстанавливали, снова нарушали. Конституцию не исправляли, когда смещенные позвонки явно ущемляли нервы общества. На нее посягали и сегодня снова посягают ее же гаранты. Мы с вами, и никто другой, должны сделать этот конституционный позвоночник прочным и прямым", - обратился к своим соцсетевым почитателям лидер "Гражданской позиции". Впрочем, каким конкретно образом нужно провести такую "хирургическую операцию", Гриценко не уточнил. Вероятно, еще сам не придумал, но конституционные инициативы от него явно не за горами.

Таким образом, уже сейчас можно сделать вывод о том, что политические танцы вокруг Основного Закона будут одним из магистральных трендов в предстоящей предвыборной гонке. При этом избирателей буквально завалят различными не столько реальными проектами, сколько всяческими идеальными прожектами, реализацию которых оппоненты будут небезосновательно ставить под сомнение. Однако возникает вопрос - приведет ли такая эпическая конституционная дискуссия хоть к какому-то результату или закончится исключительно тотальной говорильней для электорального разогрева в ходе избирательной кампании? Пока складывается стойкое впечатление, что все идет как раз ко второму варианту.