Светлана Ковалевская: 2/3 госслужащих смогут быть членами политических партий
Парламент наконец принял набивший за последние полгода оскомину закон о государственной службе. Документ - не идеален, но все же выполняет свою функцию инструмента для последующих изменений в системе государственного управления. Во всяком случае - в ближайшей перспективе. Но при этом в законе заложены определенные риски.
Вопрос, который интересует многих - размер зарплаты чиновников. Предусмотрено, что она будет составлять от 2 (низшая категория, "новичок") до 14 (министр) минимальных зарплат. Из сферы применения убраны многие "компенсаторы" - льготы и социальные гарантии. Что это значит? Специалисты высокого класса навряд ли придут на госслужбу в нынешних реалиях при зарплате 4-5 тысяч гривен. О каком качественном кадровом наполнении госорганов в таком случае можно говорить? Ведь эти люди должны будут реализовывать реформы на практике...
Как оптимизировать вопрос зарплаты в наше непростое время? Можно задействовать принцип коэффициента коррекции оклада в зависимости от продуктивности труда. То есть по функциям органа власти определяются индикаторы - каждому департаменту по индикатору, каждому отделу/служащему - субиндикатор. И таким образом зарплата будет от качества и количества принятых решений.
2/3 государственных служащих могут быть членами политических партий. Это - руководители отделов и департаментов и другие чиновники, кроме высшего звена. Эта норма противоречит принципу политической нейтральности во время принятия госрешений.
Одна из самых спорных и неоднозначных норм нового закона - выведение работников патронатной службы (советников) и сотрудников Нацбанка из категории госслужащих. Отныне они имеют право совмещать эту свою деятельность с работой, например, в частном секторе. То есть речь идет о коррупционных рисках.
На мой взгляд, обновлению государственной службы должно предшествовать глубокое комплексное функциональное обследование всех органов государственной власти, на базе которого нужно сформировать план новой функционально-организационной структуры системы органов власти. Новые оптимизированные функции позволяют сократить ненужные услуги, процедуры и должности и повысить зарплаты, эффективность и качество работы государственной службы. Таким образом, стратегия должна строиться на подробном анализе, а новые принципы государственной службы должны вступать в действие после целого комплекса изменений. Иначе какой смысл сегодня обновлять госслужбу, тратить ресурсы на конкурсы, если завтра снова будет очередная реорганизация? Перспектива краткосрочной низкооплачиваемой службы не добавит имиджа и качества работе чиновников.
Переходный период, установленный законопроектом (2 года), вообще-то позволяет это сделать. Но в то же время и не защищает руководителей от бессмысленных постоянных обновлений кадров. Надолго люди с упомянутым выше уровнем зарплаты на госслужбе не задержатся. А если и задержатся, то они будут иметь невысокий квалификационный уровень. В результате государство будет тратить дополнительные средства на повышение квалификации, возможно, ненужных в будущем служащих.