• USD 41.6
  • EUR 43.8
  • GBP 52.5
Спецпроекты

Судебные издержки. Когда боевиков ДНР и предателей будут просто расстреливать в "зеленке"

Похоже Апелляционный суд Киева наживает себе славу последнего спасения для террористов и сепаратистов
Рафаэль Лусварги в суде. Фото: novynarnia.com
Рафаэль Лусварги в суде. Фото: novynarnia.com
Реклама на dsnews.ua

С разницей в несколько дней общественности стало известно о двух решениях апелляционной инстанции в пользу откровенных врагов Украины. Во-первых, был отменен приговор воевавшему за ДНР небезызвестному бразильскому наемнику Рафаэлю Лусварги, который, согласно решению суда первой инстанции, должен провести за решеткой 13 лет. А во-вторых, все тот же Апелляционный суд оправдал менее известного широкой общественности Романа Матолу - бывшего майора и заместителя командира авиаэскадрильи Нацгвардии, который был осужден за передачу ДНР информации о перемещениях украинской военной авиации. В том числе и лично с секретарем СНБО Александром Турчиновым на борту.

Правда, отмененный предателю Матоле приговор трудно назвать хоть сколько-нибудь соответствующим тяжести преступления, ведь судом первой инстанции он получил, по сути, условное наказание - пять лет лишения свободы с отсрочкой на три года. Но и этот более чем мягкий приговор был апелляционной инстанцией отменен, а дело закрыто.

Не вдаваясь во все подробности обоих дел, важно отметить, что вина и первого, и второго более чем очевидна и признана обоими. Бразилец Лусварги был не просто рядовым бойцом "ополчения", но и медийной фигурой, не слезавшей с экранов российских пропагандистских телеканалов, а свое участие в войне на стороне ДНР даже не думал скрывать.

Что же касается Матолы, то и сам не отрицает того факта, что передавал ДНР интересующую их информацию, правда, по его словам, он это делал, так как в Донецке у него живут родители и сестра и предполагал, что в случае его отказа сотрудничать, родным будет грозить опасность. При этом, по словам Матолы, информация, которую он передавал террористам, якобы не содержала гостайны и апелляционная инстанция с этим согласилась.

Собственно, по истории с Матолой есть масса вопросов не только к суду. Видится крайне странным, что человек, имеющий на момент войны близких родственников в оккупированном городе, не только получает доступ к информации, которая не должна попадать в руки врага, но и спокойно ездит в отпуск в Донецк. Однако вернемся все же к Апелляционному суду, ведь оправдательные приговоры для террористов становятся неким трендом.

Тут необходимо выделить два аспекта проблемы. Первый - этически-кадровый. Собственно, о том, что украинские судьи не только "самые гуманные в мире", но способные повернуть любой закон в сторону выгодную для личного благосостояния, сказано много, гневно и категорично. Тем не менее вопрос, если не тотальной зачистки судейского корпуса, то хотя бы серьезной люстрации все еще актуален. Тем более что истории с Лусварги и Матолой, ставшие бальзамом на душу зрадофилов, бьют в первую очередь по украинской власти вообще и по Петру Порошенко лично. Чтобы там не говорили о независимости судебной ветви, в глазах избирателя ответственность за подобные вопиющие случаи ложиться персонально на президента. И он в первую очередь заинтересован, чтобы подобных историй просто не было.

Второй аспект - формально-юридический. Не будем лукавить, но и в первом, и во втором случае суд имел юридические основания для принятия подобных решений. В случае с Лусварги основаниями для отправки дела на доследование стали некие формальные "нарушения норм уголовно-процессуального законодательства, допущенные судом первой инстанции". А в случае с агентом ДНР Матолой все еще интереснее. В апелляции указано, что выводы первой инстанции о том, что в Донецке была создана террористическая организация ДНР "не соответствуют фактическим обстоятельствам уголовного производства, поскольку не подтверждаются ни одним из предоставленных стороной обвинения и исследованных в судебном заседании доказательств".

Реклама на dsnews.ua

Дескать, раз официально ни ДНР, ни ЛНР террористическими организациями не признаны, то и обвинять человека, помогающего "республикам" в пособничестве террористам нельзя.

С одной стороны, некая формальная логика в этих рассуждениях есть, а с другой, если поразмышлять в подобном ключе глубже, то выходит, что огромному количеству боевиков ЛДНР тоже ничего не предъявишь. Неопровержимых доказательств, что тот же бразильский солдат удачи Лусварги кого-то убил, найти будет крайне непросто, ну а то, что состоял в клубе по интересам с названием ЛНР - это выходит и не преступление. Тут разве что незаконное ношение огнестрельного оружия можно инкриминировать, но и то только в том случае, если докажут, что на сотнях видеозаписей оружие не игрушечное. Эти размышления, конечно, сильно утрированны, но, если наши суды и дальше будут штамповать оправдательные вердикты сепаратистам и их пособникам, этот гротеск может и не выглядеть настолько абсурдно.

Все это подталкивает страну к необходимости грамотного юридического оформления войны на Донбассе, чтобы ни у судов, ни у просто любителей юридического крючкотворства не было формальных оснований переворачивать ситуацию с ног на голову. Каким образом это лучше сделать? Признать-таки ЛДНР террористическими организациями или как-то по-другому юридически оформить ситуацию? Это вопрос к юристам из СНБО и Администрации президента, которые, как было заявлено Александром Турчиновым еще в июле, готовят законопроект об изменении формата АТО. В любом случае понятно, что рассматривать реальную войну, которая вот уже четвертый год продолжается на Донбассе, и действия людей в этих условиях с точки зрения законов мирного времени не слишком эффективно и чревато разного рода юридическими казусами.

В противном случае дело может дойти до того, что военных преступников из ЛДНР и их пособников даже не будут отдавать системе правосудия. Ведь где-нибудь в прифронтовой "зеленке" их всегда может застигнуть неизвестно кем выпущенная шальная пуля, и даже тело не будет никакой возможности доставить на нашу сторону линии разграничения.

    Реклама на dsnews.ua