Судебную реформу никто проводить не собирается
Кабинет Министров тормозит судебную реформу. Правительство до сих пор не передало в парламент свой вариант законопроекта "О судоустройстве и статусе судей". Хотя прошел уже месяц с тех пор, как премьер провел специально посвященное реформе судов выездное заседание правительства в резиденции Высшего суда Украины. Результаты проволочек и отсутствие реформ дают о себе знать и обходятся недешево. Судьи действуют по старым шаблонам, не стесняясь принимать решения в пользу представителей "преступной власти". Их вердикты имеют экономические и политические последствия, часто выставляющие нынешних управленцев в самом смехотворном виде.
К примеру, в октябре Киевский апелляционный хозяйственный суд признал законным выделение земли санатория в Конче-Заспе под застройку фирмам, связанным с Алексеем Азаровым. А в начале ноября стало известно, что украинская Фемида встала на сторону экс-заместителя главы Администрации Президента Андрея Портнова в его тяжбе с Генпрокуратурой. Теперь автор наиболее одиозных юридических схем времен Виктора Януковича может беспрепятственно разъезжать по миру, наплевав на попытки украинских правоохранителей его задержать.
Одиозные решения судов все дороже обходятся и бюджету. Так, на прошлой неделе Государственная фискальная служба констатировала двукратный рост налогового долга по плате за недропользование со стороны "Укрнафты", задолженность которой уже достигла 2,1 млрд грн. Но пока налоговики пытаются принудить компанию к погашению задолженности с помощью арестов имущества, ее акционеры, связанные с группой "Приват", находят аргументы и рычаги воздействия на суды, чтобы те аннулировали аресты. Коррупция и "телефонное" право продолжают процветать в судебной системе в самых циничных и откровенных формах. А зависимость судов от высокопоставленных государственных чиновников, равно как и от олигархов, делает невозможным осуществление объективного и непредубежденного правосудия.
В Министерстве юстиции признают, что наибольшее количество жалоб, поступающих в ведомство, касается работы именно судебной системы. Чаще всего поднимаются вопросы по обжалованию действий судей, во вторую очередь - о невыполнении решений судов. Не дают результата и специальные проверки судей, организованные в соответствии с Законом "О восстановлении доверия к судебной системе". На их проведение отведен целый год. И хотя ревизии идут полным ходом, ни одного громкого увольнения пока не последовало. Новая схема выборов, в рамках которой судьи весной этого года сами избирали себе руководство путем тайного голосования, принесла только разочарования. Смена глав высших судов фактически не отразилась на работе погрязшей в коррупции системы. "Все осталось по-прежнему - правосудие вершат деньги. Так было при Кучме, при Ющенко, при Януковиче, так же система действует и сейчас", - утверждает адвокат Татьяна Монтян.
По мнению главы люстрационного комитета при Кабмине Егора Соболева, проблема кроется в самих судьях, привыкших действовать по накатанным годами схемам. Они переизбрали на руководящие посты типичных представителей прежней системы. "Судьи продемонстрировали, что не готовы стать независимыми. Выход один - полное обновление судебного корпуса", - говорит Егор Соболев.
Директор Харьковской правозащитной группы Евгений Захаров считает, что фундаментальная причина такого положения дел связана с недостаточной независимостью судей. "Отечественная судебная система построена по принципу субординации. Нижестоящие суды крайне зависят от судов более высокого уровня. В свою очередь высшие суды ориентируются на политическую конъюнктуру и расстановку сил в Администрации Президента, Кабинете Министров", - отмечает правозащитник. В рамках таких отношений служители Фемиды боятся выносить оправдательные приговоры, опасаясь наказания "сверху". Но самое больное место наших судов - возможность оспорить и пересмотреть фактически любое решение. Один из вопиющих примеров - отказ от применения срока исковой давности в некоторых сферах. Любые нарушения, касающиеся, например, корпоративной собственности, сейчас, по сути, не имеют сроков давности и могут быть оспорены через любой период времени. Это не добавляет энтузиазма ни отечественным, ни иностранным инвесторам, которые в любой момент рискуют потерять украинские активы.
Подтверждением неэффективности отечественной судебной системы является тот факт, что Украина по-прежнему находится среди лидеров по проигранным делам в Европейском суде по правам человека. Судьи покрывают ошибки друг друга фактически на всех этапах и инстанциях, и доказать свою правоту порой удается только в Страсбурге.
Тем не менее вместо проведения радикальных реформ в судебной системе в правительстве продолжают рассуждать лишь о технологиях правосудия. Обсуждается перспектива отказа от специализации судов, обеспечения видеотрансляций с заседаний, возможность наделения Высшего суда дополнительными полномочиями, слияния Высшего совета юстиции и Высшей квалификационной комиссии и т. д. Конкретных путей и уж тем более действий по созданию независимого судейского корпуса действующая власть предложить не смогла и, похоже, пока не собирается.