Экстрадиция Фирташа. Аукцион открыт
История с "планом Андрея Артеменко" для президента США не успела лишиться остроты, как австрийский суд подкинул новое горячее блюдо - вопрос экстрадиции в объятия ФБР еще одного протеже Игоря Бакая — завхоза второго украинского президента .
21 февраля Высший земельный суд Вены рассмотрел дело владельца Group DF Дмитрия Фирташа и принял решение об удовлетворении запроса США на его экстрадицию.
Впрочем, злоключения Фирташа в Австрии, которые длились почти три года, еще не завершились. Во-первых, не исключено, что защита попытает счастья с апелляцией в Верховном суде. Во-вторых, согласно соглашению Австрии и США об экстрадиции окончательное решение о выдаче - при условии позитивного решения суда - должен принять министр юстиции страны. И каким оно будет, предсказать непросто. Здесь может сыграть множество факторов.
Начать с того, что австрийский истеблишмент имеет стойкую привычку не без выгоды для себя вести дела с коррумпированными постсоветскими режимами. И может быть просто не заинтересован в подрыве доверия давних контрагентов. Присутствие в команде адвокатов Фирташа экс-министра юстиции Австрии Дитера Бемдорфера можно, конечно, во внимание не брать. Однако взглянем на министра нынешнего.
Вольфганг Брандштеллер - любопытный персонаж. Выпускник Венского университета, где изучал британское и российское право, впоследствии он стал экспертом в области криминальных и экономических преступлений. Он представлял интересы Рудольфа Фишера, одного из фигурантов дела "Телеком Австрия", в котором политическая коррупция переплелась с биржевыми махинациями. Финалом этого дела, кстати, стала отставка федерального президента Вольфганга Шюсселя.
Брандштеллер был адвокатом и Рахата Алиева, экс-зятя казахского лидера Нурсултана Назарбаева, скрывавшегося в Австрии от гнева бывшего родственника, но не избежавшего австрийской тюрьмы. Алиев умер в КПЗ - якобы повесился (хотя этой версии противоречат барбитураты, найденные в его крови). Случилось это накануне суда, где он обещал предоставить неопровержимые доказательства причастности европейских и казахстанских чиновников в крупномасштабной коррупции.
В общем, Брандштеллер определенно имеет представление о том, как это все работает. И вряд ли совсем уж безупречен. Так что ему, прямо скажем, не позавидуешь: давить на него с одинаковым успехом могут и друзья российских друзей Фирташа, и американцы. Которым, к слову, не обязательно прибегать к прямому шантажу. Здесь достаточно упомянуть, что правительство Ангелы Меркель очень недовольно существованием в ЕС налоговых гаваней для немецких граждан и активно борется с разного рода "прачечными", а американские фискалы и финансовая разведка очень неплохо ладят с немецкими коллегами.
Любопытно, что защита Фирташа тему трансатлантических разночтений очень жалует. Так, он обращался в Конституционный суд с запросом о признании неконституционным соглашения об экстрадиции между Австрией и США. Правда, 2 июля минувшего года суд требование ожидаемо отклонил. Впрочем, запрос адвокаты Фирташа делали с единственной целью затягивать процесс. Ведь после того как суд первой инстанции в Австрии отказал в передаче бизнесмена американским властям, в дело вмешалась местная прокуратура с соответствующей жалобой.
В этот раз адвокат Рудигер Шендер, как сообщают "Украинские новости", апеллировал к различиям в правовых системах США и Австрии: "С точки зрения австрийского правосудия запрос американской стороны о выдаче украинского гражданина, обвиняемого в совершении преступления в Индии, является абсурдным".
Впрочем, эта лирика уже не имеет значения. В деле изначально была замешана большая политика. Она же определяет его дальнейшую судьбу и сейчас. У ФБР к Фирташу действительно накопилось множество вопросов. Собственно, и индийская история была не только поводом для ордера, но и одной из причин: вероятно имевшая место, по предположению DW, попытка предложить титан с незаконно полученного месторождения "Боингу" уже сама по себе затрагивает государственные интересы США. А была еще схема RosUkrEnergo, в которой увязло немало "первых лиц", и связи с криминальным авторитетом Семеном Могилевичем, которого американцы считают главой российской международной мафии.
Правда вот только запрос-то делался, когда в Белом доме жил Барак Обама. Но администрация поменялась. Команда Трампа, может, и не прочь насобирать корзину-другую грязного белья разнокалиберных фигур по эту сторону Атлантики. Не обязательно украинских или российских - в принципе, любых. Но в ходе следствия и суда может всплыть нечто, о чем американской публике сейчас слышать не стоит. О том же Поле Манафорте, к примеру, но не исключительно. Бывший политконсультант Виктора Януковича и экс-глава избирательного штаба Трампа снова оказался в новостях. Причем в контексте сразу двух скандалов: контактов с представителями российских спецслужб в ходе избирательной гонки Трампа и в связи с "планом Артеменко". Кто знает, что еще всплывет.
Стоит упомянуть, что нынешний шеф ФБР Джеймс Коми не меньше - а может, и больше - российских хакеров приложился к поражению Хиллари Клинтон на минувших выборах. И хотя никто не доказал, что заявление о возобновлении расследования против нее за считанные дни до голосования было сознательной услугой Трампу, 45-й президент оставил его на посту. Возможно ли, что обвинения против Фирташа будут сняты ввиду истечения срока давности? Интересный вопрос. В то же время Коми вполне по силам задействовать всю инерцию бюрократической машины, чтобы сделать процесс экстрадиции максимально длительным. Просто потому, что скорое появление Фирташа в США может доставить неудобства "принимающей стороне".
Еще один интересный вариант (правда, неизвестно, насколько технически осуществимый): "переуступить" олигарха европейцам. Разумеется, это не означает, что, скажем, испанская фемида может получить его по данному американцам разрешению. Ей придется начинать все сначала, что опять-таки потребует немалого количества времени. Напомним, испанцы вышли на Фирташа в рамках третьей с 2008 г. спецоперации "Вариола" против постсоветских криминальных структур: тамошняя прокуратура называет его лидером группировки, отмывавшей деньги через оффшоры и покупку испанской недвижимости
Еще одна опасность для Фирташа исходит из Германии - дело о раздаче взяток. 27 января Земельный суд Шверина приговорил к тюремному заключению бывшего главного комиссара уголовной полиции земли Мекленбург-Передняя Померания Хайнца-Петера Гандорфа и экс-агента "Штази", частного детектива Кристину Вилкенинг. Эта парочка торговала секретной и инсайдерской информацией. К их услугам обращался и Фирташ, чтобы получить данные по его делу из США. Экс-агент призналась, что получила от украинца примерно 110 тыс. евро, из которых 26 тыс. передала бывшему комиссару. И хотя, как пишет DW, обвинений против Фирташа Германия не выдвигала, этот вариант также возможен.
В любом случае приходится констатировать: зависший между КПЗ и судом олигарх гораздо выгоднее для множества людей по обе стороны Атлантики, нежели оказавшийся под судом либо на свободе