Страсти по референдуму. Как Богдан подставил Зеленского с плебисцитом

Уже на третий день президентства Владимира Зеленского страхи тех, кто не голосовал за него, боясь геополитического разворота в сторону России, начали оправдываться
Фото: Getty Images

Несмотря на то что на протяжении своей избирательной кампании Владимир Александрович старался максимально нивелировать негативный эффект от своих не слишком удачных антиукраинских шуток о стране - актрисе порнофильмов (что ему более-менее удавалось), усилиями нового главы АП Андрея Богдана пророссийскость Зеленского снова засверкала яркими красками.

Глава АП, напомним, высказался в том духе, что вопрос о прямых переговорах с Россией по Донбассу нужно вынести на всеукраинский референдум. Дескать, вопрос отношений с Россией неоднозначный, а потому окончательное решение должен принимать не президент, чтобы не раскалывать общество, а само общество. Что именно неоднозначного в вопросе отношения к стране-агрессору, а почему общество не может расколоться без помощи президента, Богдан не пояснил, тем не менее его посыл общественность прекрасно поняла и соответствующим образом отреагировала.

В России, хоть и не скрывают в последнее время своего пренебрежительного отношения к Зеленскому, но не без удовольствия заметили, что "главное, чтобы был толк" в "нормализации двухсторонних отношений". То есть, чтобы Украина согласилась на российский сценарий урегулирования ситуации на Донбассе, а если для этого нужен референдум, то пусть проводят. При этом российские СМИ активно напоминают, что Зеленский итак наделен властью и никакой референдум для того, чтобы покаяться перед Москвой, ему не нужен.

Активизировались, услышав слова о референдуме, и украинские пророссийские силы. Так, Виктор Медведчук, который и сам большой любитель референдумов, начал агитировать Зеленского начинать переговоры с ЛНР и ДНР, дескать, три четверти украинцев "за" и без всяких референдумов. Главарь так называемой ДНР Денис Пушилин Медведчука активно поддержал, заявив, что говорить нужно не с Россией, а с руководством "молодых республик", и он лично к таким переговорам уже готов.

Что же касается украинской патриотической общественности и оппозиционных Зеленскому политиков, то президента не просто жестко раскритиковали, обвинив в сознательном шаге к подрыву нацбезопасности, но и устроили что-то наподобие обструкции. На сайте главы государства появилась петиция с требованием к Зеленскому подать в отставку, под которой менее чем за сутки подписалось более 25 тыс. украинцев, что обязывает президента как-то отреагировать. На Банковую прорвалась группа активистов, требуя встречи с Зеленским и объяснений. Помимо экс-президента Петра Порошенко, спикера Андрея Парубия, действующих народных депутатов главу государства раскритиковали Святослав Вакарчук, с которым Зеленский якобы готов входить в коалицию в будущем парламенте, и даже экс-президент Леонид Кравчук, открыто поддерживающий молодого президента в последнее время. Правда, Леонид Макарович списал все на Богдана, дескать, Зеленский тут ни при чем.

Что касается Богдана, то тот лишь усугубил впечатление, заявив о Майдане как о "негативном явлении". В итоге Зеленский, позиционирующий себя как объединитель страны и патриот, благодаря чему имеющий популярность как на западе, так и на востоке, стал скатываться в пророссийскую нишу экс-"регионалов", что ему в свете скорых досрочных парламентских выборов крайне невыгодно, тем более что у западного избирателя появилось свое "новое лицо" в лице Вакарчука, который четко заявил, что выносить на референдум вопрос национальной безопасности, "когда противник ведет против нас не только горячую войну, но и информационную, - опасно и безответственно".

Перспектива очень быстро превратиться из любимца всей страны в любимца "ваты" и сепаратистов, похоже, Зеленскому по душе не пришлась, и он был вынужден на следующий день прямо заявить журналистам, что никаких прямых переговоров с Россией не будет. Это несколько сгладило ситуацию, но недостаточно. Сам Богдан пока не объяснил, что он имел в виду, да и Зеленский никак не высказался ни об идее Богдана, ни вообще о качестве логики - выносить на всенародное обсуждение подобные болезненные вопросы.

Таким образом пара неосторожно сказанных главой АП слов уже подпортила Зеленскому и его партии "Слуга народа" имидж перед досрочными парламентскими выборами. Правда, в то, что это лишь неосторожное и необдуманное высказывание Богдана, верится не слишком сильно, поскольку в СМИ появилась информация, что командиры военных частей получили приказ из Генштаба изучить настроения личного состава на предмет возможных переговоров с Россией. А если это так, то идея с референдумом была озвучена вполне осознанно, более того, идет практическая подготовка к возможным переговорам с Россией. И хотя новая власть публично пошла на попятную, полностью риски перед страной это, естественно, не снимает.

При этом не нужно забывать, что технически организовать всеукраинский референдум практически невозможно. Пока все подобные заявления - это лишь зондирование почвы. Закон о референдуме, который действовал в годы президентства Януковича, отменен, сейчас действует закон времен Кучмы, применить который на практике очень тяжело. Единственный, кому удалось такой референдум провести, был сам Кучма, но у него были куда большие полномочия, чем у сегодняшнего президента, да и ситуация в стране была другая, и вопросы на референдум были вынесены скорее приятные для рядовых граждан. Все остальные попытки организовать референдумы в Украине, которые несколько раз предпринимали и коммунисты, и Юлия Тимошенко, и Медведчук, приводили разве что к шуму в СМИ без каких бы то ни было юридических последствий.

Так что если Зеленский и впрямь рассчитывает использовать всенародные волеизъявления в своей политической практике, нужно для начала принять новый закон о референдумах, для чего избрать новый парламент, сформировать новую коалицию и правительство и только потом приступать к подготовке соответствующего закона. То есть вопрос референдумов сегодня совершенно не ко времени и не к месту.

Как видим, в среде украинских популистов идеи плебисцитов по поводу и без популярны уже давно, и Зеленский не стал исключением. Пока вся его политическая деятельность ограничивается ретрансляцией в телевизор и зал парламента тезисов из кухонь среднестатистических украинцев, эти самые среднестатистические украинцы будут выражать готовность через референдумы участвовать в управлении страной, но когда дело дойдет до практической реализации обещаний, референдумы могут ударить по самому Зеленскому. Ведь если можно делегировать народу право решать внешнеполитические вопросы, то он может захотеть решить таким образом вопрос и о недоверии главе государства.