Страшилка для доверчивых. Отдаст ли Трамп Путину четыре области Украины

Русская редакция издания The Moscow Times вечером 24 марта рассказала смешную, но, к сожалению, неправдивую сказку. Ее пересказали многие украинские медиа, и она уже выполняет свою задачу: пугать украинцев

Страшилка для доверчивых. Отдаст ли Трамп Путину четыре области Украины

Как Черное море превратилось в четыре области

Содержание сказки можно понять даже из заглавия: "Россия на переговорах в Саудовской Аравии требует всю территорию Донецкой, Луганской, Запорожской и Херсонской областей". Для нас это самый прекрасный вариант поведения России на переговорах: чтобы Москва выдвинула такое требование, которое четко показало бы Вашингтону, что Кремль абсолютно неадекватен и недоговороспособен. Но Путин, увы, не идиот и старается не сорвать переговоры с американцами.

Напомним: президент США Дональд Трамп в телефонном разговоре с Путиным 18 марта договорился, что вскоре где-то на Ближнем Востоке пройдут технические переговоры американской и российской делегаций о "морском прекращении огня в Черном море" (по версии Белого дома) и о "безопасности судоходства в акватории Черного моря" (по версии Кремля). И действительно, такие переговоры прошли 24 марта в столице Саудовской Аравии Эр-Рияде. О том, что это были именно технические переговоры, видно уже из состава их участников. С российской стороны это советник директора ФСБ Сергей Беседа и сенатор Григорий Карасин (представляет в совете федерации РФ Сахалин). Со стороны США это старший директор Совета нацбезопасности Эндрю Пик и директор планирования политики госдепартамента Майкл Антон. Это точно люди не из первого эшелона власти. Их уровень — прорабатывать технические детали реализации того, о чем договорились наверху.

И вот представим себе картину. Утром 24 марта приходят Эндрю Пик и Майкл Антон в комнату переговоров, чтобы обсудить с представителями Путина алгоритм прекращения огня в Черном море. И тут Беседа и Карасин заявляют им: не будет никакого прекращения огня, пока Киев не отдаст нам всю территорию четырех областей, так и передайте своему Трампу, это последнее слово Путина. Что на это могли бы ответить Эндрю Пик и Майкл Антон? Только то, что в таком случае разговаривать не о чем. Переговоры окончились бы, не начавшись, и об этом стало бы известно сразу же, еще утром 24 марта.

Однако этого не случилось. Наоборот, переговоры продолжались (с перерывами) до позднего вечера. То есть уже на момент публикации этой сказки вечером 24 марта легко было догадаться, что это сказка. А если все-таки оставались сомнения, легко было найти первоисточник. Анонимные (автор публикации не подписан) сказочники из русской редакции The Moscow Times всего лишь "приукрасили" статью Петра Козлова, которая вышла днем раньше, 23 марта (накануне переговоров в Эр-Рияде) в основной, англоязычной версии The Moscow Times. Там заголовок совсем другой: "Игра на время: чего хочет Кремль от новых переговоров с США по Украине".

В английской версии нет и речи о том, что российская делегация должна чего-то требовать. Задача российских переговорщиков скромнее: начать разговор на эту тему. "Хотя президент Владимир Путин заявил, что в принципе согласен с предложенным Трампом 30-дневным прекращением огня, он подчеркнул, что для Москвы важны "нюансы" — сигнал о том, что Россия будет настаивать на своих максималистских требованиях, прежде чем согласится сложить оружие. Именно эти нюансы посланникам Путина было поручено начать подробно рассматривать на переговорах в Эр-Рияде в понедельник", — пишет Козлов.

Трамп в снах Путина

Разумеется, статья Козлова — это не истина в последней инстанции. Козлов всего лишь пересказал то, что ему сообщили, как он выразился, "четыре источника, знакомые с мышлением Кремля". То есть это даже не инсайдерская информация. Скорее можно сказать, что четыре путинских дипломата использовали The Moscow Times для продвижения нарративов, выгодных Кремлю.

Эти нарративы далеки от реальности, хотя, не исключено, близки к надеждам и расчетам Путина. Суть их в том, что на этой войне у России все хорошо, а у Украины все плохо; поэтому прекращение огня выгодно Украине, а России — не выгодно; поэтому Украина должна заплатить за прекращение огня территориями, а не хочет — тогда она все равно их потеряет. Стоп, а где же в этой картине великий миротворец Трамп? Ему источники Козлова отводят роль сообщника Путина, который должен давить на украинцев, чтобы они ушли из Запорожья и Херсона. "Либо Трамп заставляет их уйти, либо говорит нам: "Вступайте в длительные переговоры и просто используйте военную силу, чтобы установить контроль". Это худший вариант для нас, потому что переправы через реки всегда являются болезненными операциями", — заявил один из источников Козлова.

Не исключено, что в снах Путина Трамп делает именно это: заставляет Киев отдать территории. Но наяву Трамп занимается другим. Например, 19 марта он обсудил с Владимиром Зеленским будущее Запорожской АЭС и возможность передачи ее под управление США после деоккупации. 24 марта Трамп подтвердил, что будущее Запорожской АЭС сейчас дискутируется между Вашингтоном и Москвой. Но это совершенно не вяжется со сном Путина, в котором Трамп заставляет Зеленского отдать России всю Запорожскую область и еще три.

Кстати, источники Козлова констатируют, что "Москва не способна быстро продвигаться вперед на поле боя". Именно поэтому они и надеются на помощь Трампа. Таким образом, если смотреть на ситуацию трезво, то Кремль сейчас надеется на чудо: а вдруг удастся уговорить Трампа, чтобы он надавил на Киев. Тогда тем более российская делегация не может ничего требовать от американской стороны, а может только просить о дружбе, обещать вечное партнерство и рисовать радужные картины совместных проектов.

Но для публики они, конечно, могут изображать из Путина могучего геополитика, у которого Трамп на побегушках. Они это изображают не только для своей публики, чтобы рабский народ восхищался своим царем, но и для всей остальной публики — западной, украинской, китайской и так далее, чтобы всех напугать: мол, Россия вот-вот победит Украину, поэтому всем будет лучше, если Киев капитулирует и выполнит требования Кремля. Совсем не удивительно, что этот кремлевский нарратив продвигается через The Moscow Times. Но когда сны Путина начинают транслировать украинские медиа, это печально.