Страны Каспийского бассейна "сообразили на пятерых"

По наблюдениям мировых СМИ действия участников не слишком соответствуют задекларированному стремлению к "консенсусу" и "добрососедству"
Фото: news.rambler.ru

Ряд мировых СМИ написали о проведении Четвертого Каспийского форума. World Politics Review сообщает о встрече лидеров пяти прибрежных государств Каспия в российской Астрахани. Главы приморских государств - президент России Владимир Путин, президент Туркмении Гурбангулы Бердымухамедов, президент Азербайджана Ильхам Алиев, президент Ирана Хасан Рухани и президент Казахстана Нурсултан Назарбаев - договорились о совместном пользовании акваторией за границами рыболовных зон и вновь решили не допускать военного присутствия некаспийских стран на море. И еще договорились поддерживать баланс вооружений сторон на Каспийском море" и ограничить военное строительство с учетом интересов всех сторон.

Участники также заключили новую договоренность о двух типах морских зон: суверенитет прибрежных стран будет простираться на 15 морских миль от их берегов, в пределах 25 морских миль за ними закрепляются эксклюзивные права на рыболовство. А президент Казахстана Назарбаев предложил коллегам подумать о создании зоны свободной торговли.

И хотя по ряду вопросов стороны достигли важных соглашений, однако ряд противоречий еще не разрешены. Последствия этого будут актуальны не только для каспийского региона, говорится в статье. Лоббируемый Россией раздел морского дна по принципу "средней линии" и открытость прилегающих вод для судоходства всех прибрежных государств, поддерживаемые также Казахстаном и Азербайджаном и отвергаемые Ираном, предполагают, что Казахстан получит 28,4% площади зон суверенитета, Азербайджан - 21%, Россия - 19%, Туркмения - 18% и Иран - 13,6%. Пятерка стран давно спорила о том, как разделить дно и воды самого большого в мире внутреннего моря. Разница позиций основана на различии интересов в области поставок и транзита энергоносителей. Иран спорит с Азербайджаном за контроль над несколькими морскими месторождениями, а Казахстан и Азербайджан хотят строить подводные трубопроводы, чтобы диверсифицировать маршруты экспорта своих нефти и газа в Европу.

При этом прибрежные страны усиливают свое военно-морское присутствие на Каспии: местная береговая охрана превращена в военно-морские силы, способные защищать нефтяную и газовую инфраструктуру и охранять национальные права на рыболовство. После развала Советского Союза Россия унаследовала большую часть советских военных активов, в частности, на Каспии. В последние годы Россия вложила в Каспийскую военную флотилию, как и в прочие российские воинские части - немало ресурсов, приобрела для нее более новые и мощные корабли.

Вторым по силе флотом на Каспийском море владеет Иран. Казахстан и Туркмения тоже закупают современные корабли, но серьезнее всех расширением флота занимается Азербайджан. Благодаря доходам от нефти и газа, он модернизирует свои вооруженные силы и даже заключил крупную оружейную сделку с Израилем, подразумевая противостояние с Арменией.

Проблемы, поднятые в рамках Каспийского саммита, связаны с целым рядом проблем, которые находятся сейчас на переднем плане - "от влияния России в ближнем зарубежье и попыток Ирана уменьшить свою международную изоляцию до энергетической безопасности Европы", - утверждает автор статьи.

Радио

  цитирует президента Ирана Хасан Роухани, который заявил, что все решения, связанные с Каспийским  морем, должны приниматься лишь на основе консенсуса прикаспийских государств. Впрочем, хотя  стороны заявили о "консенсусе", долгожданного прорыва по определению статуса Каспия морем или озером не произошло. Дискуссии на эту тему продолжаются уже около 20 лет. Если Каспий признают озером, то его природные богатства и акватория будут делиться поровну, если морем - то границы на Каспии будут определяться с учетом длины границ на суше. Казахстану выгодно признание Каспия морем, поскольку его граница на побережье - самая длинная и на казахстанском участке находится более половины нефтегазовых ресурсов Каспия. Владимир Путин уверен, что право пребывания на Каспийском море имеют вооруженные силы исключительно прибрежных стран, а еще значительным является положение о том, что большая часть акватории Каспия остается в общем пользовании сторон. "Благодаря всему этому теперь исключаются недоразумения или какая-то напряженность в межгосударственных отношениях", - добавил российский лидер.

Каспий не только занимает второе место по объему запасов нефти и газа после Персидского залива. Основные сферы его экономического развития - добыча полезных ископаемых, судоходство, рыболовство: в Каспийском море также сосредоточено около 90 процентов мировых запасов осетровых.

Le Monde

описала итоги саммита не слишком оптимистично. Несмотря на попытки Путина установить отношения "добрососедства" вокруг Каспия, в деликатном вопросе юридического статуса бассейна сторонам так и не удалось прийти к единому решению", - пишет издание. Россия, Казахстан, Туркмения, Азербайджан и Иран не сумели договориться о разделе ресурсов региона, богатого углеводородами, занимающего площадь большую, чем Германия, делами которого прежде занимались две стороны: советская империя и Иран. "С 1992 года каждые четыре года созывается Каспийский саммит, но в этом году мероприятие обрело особую окраску после робких попыток Путина восстановить империю, крушение которой он называет "самой большой геополитической катастрофой". Путин привел в действие машину власти СССР, вертикальную структуру собственности, единственным владельцем которой является государство", утверждает журналист, ссылаясь на мнение экспертов.

В понедельник слова главы российского государства, сравнившего Каспийский регион с "оазисом мира и добрососедства", не развеяли тревоги, говорится в статье. Москва выступает против любого раздела между прибрежными государствами, которые бы наложили суверенитет на свои зоны и богатства, прежде всего на нефтяные ресурсы", - говорится в статье. Согласившись с необходимостью реформирования договоров от 1921 и 1940 годов, Россия и Иран отстаивали преемственность, которая предоставляет прибрежным странам право вето. Но если бы было применено морское право, принятое в 1982 году Конвенцией ООН, это привело бы к "эмансипации" сторон, объясняет автор статьи. Тогда Волга и ее каналы  стали бы рассматриваться как международные водные пути. "Кошмар для России", - полагает издание.

Участники саммита стремились не обострять обстановку накануне ратификации российской Госдумой соглашения об образовании Таможенного союза, Владимир Путин сделал акцент на "самом важном положении" совместной политической декларации: самая большая часть Каспийского моря будет эксплуатироваться всеми сторонами. Москва также предложила провести совместные военные учения, говорится в статье.