Страх или расчет? Почему Зеленский до сих пор не запретил УПЦ
СБУ, похоже, считает, что предстоятель УПЦ Онуфрий слишком плохо понимает тонкие намеки
Уже неделю практически ежедневно появляются сообщения о новых обысках в различных епархиях Украинской православной церкви, которая сохраняет единство с московским патриархатом. Вначале такая активность СБУ выглядела как превентивная мера перед синодом УПЦ 23 ноября, чтобы подтолкнуть его к правильным и благоразумным решениям. Минимум, что могли сделать церковные иерархи, это полностью порвать с московским патриархатом, осудить и запретить пропаганду "русского мира" (такая пропаганда, кстати говоря, это вопиющая ересь, фактически богоотступничество) и очистить свои ряды от коллаборантов. Однако предстоятель УПЦ Онуфрий и с ним синод сделали вид, что не поняли предупреждений.
"К сожалению, сегодня в адрес некоторых священнослужителей УПЦ раздаются обвинения в коллаборационной деятельности, — говорится в заявлении синода. — Заявляем, что эти искусственные обвинения являются недоказанными и безосновательными". А в ответ на обыски в монастырях и у священнослужителей УПЦ синод вообще пригрозил "внутренней войной": "Следствие должно быть беспристрастным и не сопровождаться бездоказательными обвинениями. Еще раз убедительно призываем не разжигать внутреннюю войну".
Удар по Онуфрию
После этого СБУ предприняла серию новых обысков, используя их для информационных ударов по УПЦ. Особенно показательным стал обыск в Черновицко-Буковинской епархии — родной епархии Онуфрия (он возглавлял ее в 1990-2014 гг. до избрания предстоятелем УПЦ). По сообщению СБУ, обнаружены документы, подтверждающие наличие российского гражданства у руководства епархиальных структур. Также разоблачена переписка руководителей епархии со своими московскими кураторами, в которых они получают "методички" об особенностях проведения церковных литургий после полномасштабного вторжения. Представители РПЦ ставили задачу заниматься дезинформацией об общественно-политической обстановке в Украине и ситуации на фронте. В частности, требовали от священников УПЦ отрицать вооруженную агрессию России в Украине, рассказывать о якобы притеснениях "московской церкви" и т.д. СБУ нашла и склады с оптовыми партиями прокремлевской литературы, которая восхваляет страну-агрессора и призывает поддержать оккупантов. Уголовное производство ведется по статье о государственной измене.
Судя по документам, обнародованным СБУ, российское гражданство выявлено у митрополита Мелетия — преемника Онуфрия на посту главы епархии. Кроме того, как рассказали источники журналистки Сони Кошкиной, "во время обыска сотрудники СБУ застукали в момент физической близости секретаря епархии архимандрита Никиту с 17-летним парнем, поющим в местном хоре". Можно не сомневаться, что СБУ специально сделала эту историю достоянием медиа. Удача спецслужбы выглядит особенно пикантной ввиду того, что синод УПЦ 23 ноября избрал архимандрита Никиту главой Ивано-Франковской и Коломыйской епархии (вместо митрополита Серафима, который 24 февраля сбежал в Москву).
После синода ожидалось, что Никиту высвятят на епископа 27 ноября. Скандал с хористом внес в эти планы лишь минимальные коррективы: процедуру перенесли на следующее воскресенье, т.е. на 4 декабря. СБУ, похоже, решила, что Онуфрий слишком плохо понимает тонкие намеки, и 27 ноября провела в Ивано-Франковской и Коломыйской епархии контрразведывательные мероприятия (осмотр территории и помещений, проверку лиц) — по официальной информации, для проверки данных о намерении использования епархии как ячейки "русского мира".
Все эти новости, конечно, интересны, но остается загадкой, чего ждать дальше. Следующий раз синод УПЦ соберется в мае 2023-го. И на эти полгода Банковая может избрать три разных стратегии.
Быстрый путь
Важным фактором будут результаты расследований СБУ. Не исключено, что они подтолкнут Банковую к выводу о необходимости лишить УПЦ доминирующего положения. Самый быстрый путь к этому — запретить эту церковь решением СНБО.
О такой возможности уже намекает секретарь СНБО Алексей Данилов. Комментируя британской газете The Guardian обыски СБУ в Киево-Печерской лавре, он заявил: "Там были найдены определенные документы. И там были обнаружены некие граждане… скорее всего, граждане Российской Федерации. И теперь мы пытаемся выяснить, что они там делают и почему они там оказались". И далее, комментируя расследование СБУ, он сообщил: "Все, что я могу сказать, это то, что определенные институты осуществляют действия, не предусмотренные их уставами. Больше они не смогут этого делать. Неважно, гражданские это, или религиозные, или иные институты, это вопрос национальной безопасности нашей страны".
А в интервью "24 каналу" Данилов рассказал, что религиозное учреждение или любое другое, если оно будет вмешиваться в дела нашего государства, будет обязательно ликвидировано. По его словам, если во время проверки будет выявлено, что действия тех или иных лиц или учреждений будут расходиться с нашим законодательством, реакция государства будет мгновенной и обязательной. Это вопрос только времени и доказательства соответствующими органами, занимающимися такими делами. "Мы не можем рисковать своей страной ради кого-то, кто выполняет задачи, которые они получают из Кремля", — подчеркнул секретарь СНБО.
Впрочем, даже если такое решение будет принято, его реализация на практике столкнется со множеством проблем. И главная из них — не в Киеве и областных центрах, а в малых городах и сельской местности. Нельзя просто прийти и заколотить храмы. Церковным общинам нужно будет дать время, чтобы они определились со своей позицией: приняли решение о переходе в ПЦУ или избрали какой-то иной способ дальнейшего существования.
Медленный путь
Вместо запрета может быть избран более медленный путь к той же цели — путь постепенного выдавливания. Для этого необходимо сделать несколько шагов. Прежде всего, отобрать у УПЦ все объекты, которые она арендует у государства. Это может быть сделано решением СНБО или постановлением Кабинета Министров. Кстати, в Верховной Раде уже зарегистрирован проект постановления об обращении к Кабмину относительно передачи в бесплатное пользование ПЦУ комплексов сооружений Почаевской Успенской лавры и Киево-Печерской лавры (автор — "слуга народа" Андрей Богданец).
Кроме того, необходимо развернуть на 180 градусов государственную политику в религиозной сфере. В последние три года разные госорганы, включая Госслужбу по этнополитике и свободе совести, СБУ, областные госадминистрации, неоднократно проявляли благосклонность к интересам УПЦ и всячески тормозили переход церковных общин в ПЦУ. Если эта ситуация изменится, то влияние УПЦ может довольно быстро ослабнуть естественным образом, без каких-либо запретов.
Отметим, что Владимир Зеленский 16 ноября в эфире национального телемарафона дал понять, что Госэтнополитики ждут перемены. Он заявил, что институт, занимающийся религиозными вопросами, необходимо укреплять и делать более независимым.
"Наверное, пора, потому что мы сталкиваемся с серьезными вызовами в государстве, чтобы этот институт был более институализирован в Кабмине, но отдельно, чтобы на него никто не имел никакого влияния", — сказал Зеленский. По его словам, этот институт должен быть справедливым, а работающие там люди должны быть профессионалами и разбираться в вопросах религии. "К ним не должно быть вопросов со стороны государства и со стороны общества", — подчеркнул он.
Тогда же Зеленский сообщил, что он начал консультироваться по религиозным вопросам с религиоведом Виктором Еленским. "Мне очень понравился этот человек, и, насколько я могу оценить, он хорошо разбирается в этих вопросах", — отметил он.
Что предлагает Зеленскому Еленский, можно понять из его выступления в программе "Насправді" на YouTube-канале "Укринформа" 19 ноября, где он описал своеобразную дорожную карту для УПЦ. "Очевидно, что структурам московского патриархата не должно быть места в Украине. Если УПЦ хочет разорвать связи с Москвой, она должна дать четкие сигналы украинскому обществу. В частности, она должна выяснить, кто ее враги и братья. Отправить мирные грамоты предстоятелям поместных церквей. Она должна осудить предателей. Она должна возобновить диалог с Константинополем, потому что ни одна поместная церковь не порвала с Константинополем, кроме Москвы. И она должна начинать диалог с Православной церковью Украины", — подчеркнул религиовед, добавив, что ПЦУ уже заявила, что не будет выдвигать предварительных условий для переговоров.
Добавим, что полный разрыв с московским патриархатом и диалог с Константинополем и ПЦУ — это путь к слиянию УПЦ и ПЦУ. Ибо двух православных церквей, признанных вселенской церковью, на территории одного государства быть не может.
Возможно, обыски СБУ — это как раз подталкивание к реализации данной дорожной карты.
Путь отступления
Но есть и третья возможность — отступление. На Банковой остались лоббисты УПЦ, и они могут постараться замять все скандалы, если Онуфрий пойдет навстречу некоторым мелким (с точки зрения интересов государства) просьбам.
Правда, в таком случае пострадает имидж Зеленского. Ведь обыски СБУ в епархиях УПЦ уже вызвали немалый резонанс в информпространстве. И общество ждет реальных результатов борьбы с пятой колонной Кремля.
Социологическое исследование, проведенное 18-21 ноября компанией Active Group, свидетельствует, что почти 62% украинцев выступают за запрещение УПЦ (41% ответили, что однозначно нужно запретить деятельность этой церкви, 20,9% — скорее нужно). И только 12,4% придерживаются противоположного мнения (5,6% респондентов считают, что скорее не нужно запрещать деятельность УПЦ МП, а 6,8% — что точно не нужно запрещать). Остальные (25,7%) не определились с ответом.
23 ноября в Верховной Раде зарегистрирован законопроект "Об обеспечении укрепления национальной безопасности в сфере свободы совести и деятельности религиозных организаций", который дает свой способ подталкивания УПЦ к слиянию с ПЦУ. Под ним подписались 34 нардепа, представляющих разные политические силы: "Европейская солидарность" (18), "Голос" (6), "Слуга народа" и "За майбутнє" (по 3), "Довіра" и внефракционные (по 2).
Поэтому игнорировать проблему — это уже явно не лучший выход для Банковой. Ситуация тут похожа на ситуацию с депутатами от ОПЗЖ, которые до сих пор заседают в Раде. Российский ракетный террор радикализировал наше общество. И оно все менее склонно прощать нынешней власти терпимость к любителям "русского мира".