Юлина молитва. Сможет ли Тимошенко убедить Украину, что в Стокгольме всех переиграла она
Непримиримый оппозиционер Юлия Тимошенко на молитвенном завтраке лидеров парламентских фракций неожиданно ударилась в христианское смирение и непротивление, публично попросив прощения у лидера фракции БПП Артура Герасимова и сопроводив это трогательным спичем о том, что нужно "больше любить друг друга".
Юлия Владимировна пояснила, что недавно у нее с Герасимовым был "тяжелый эфир" на одном из телеканалов: "Думаю, кто наблюдал, знает, что там была схватка, политическая кровь капала. Хочу сказать вам, возможно, я сейчас хочу сделать шаг и сказать, что нам нужно больше любить друг друга, больше сотрудничать друг с другом".
"Хочу попросить прощения, если где-то обидела Артура Герасимова или кого-либо в этом зале, в Украине, и хочу пожать ему руку", - благородно подытожила лидер "Батьківщини".
Собственно, ничего слишком удивительного в подобной метаморфозе нет. На то завтрак и "молитвенный", чтобы публично демонстрировать христианские добродетели, а Юлия Владимировна как никто в украинской политике умеет перевоплощаться из "железной леди" в хрупкую и беззащитную женщину (в зависимости от политической конъюнктуры), что и продемонстрировала во время религиозно-политического ритуала. Дескать, посмотрите какая я на самом деле добрая, позитивная и великодушная...
Однако есть один нюанс, который делает жест Тимошенко несколько более глубоким, чем обычное политическое самолюбование. Речь идет о вчерашнем решении Стокгольмского арбитража в споре НАК "Нафтогаз" и российского "Газпрома". Напомним, что арбитраж, кроме прочего, признал незаконным газпромовский принцип "бери или плати", а также согласился с "Нафтогазом", что цена на российское топливо для Украины не рыночная и должна быть пересмотрена.
Как нетрудно догадаться, все перечисленное касается печально известного газового контракта 2009 г., подписанного Тимошенко после очередной газовой войны с Россией и незадолго после знаменитого хихиканья над шутками Путина о грузинской войне и Викторе Ющенко. И то и другое Тимошенко вспоминают до сих пор. Но если неэтичные смешки отразились исключительно на имидже Юлии Владимировны, то газовый контракт стоил куда дороже и не только Тимошенко, но и всей Украине.
О том, что газовый контракт для нашей страны крайне невыгоден и что это серьезная победа Путина, начали говорить сразу же после подписания документа. Тем не менее Тимошенко при каждом удобном случае пыталась доказать противоположное, мол, контракты на самом деле очень выгодные, потому что была впервые применена формульная система определения цены. А что касается "бери или плати", так тогда это была нормальная практика, все так делали. К тому же себе в заслугу Тимошенко записывает, что убрала из газовых схем с Россией посредников в лице "РосУкрЭнерго" и, соответственно, "диктатуру кланов". А что касается огромных денег, заплаченных Украиной "Газпрому", так это уже преступный Янукович сознательно переплачивал за газ, видимо, из соображений нестяжательства.
Собственно, Тимошенко не оставляет попыток оправдаться за контракты 2009-го до сих пор, а ее оппоненты не забывают при случае попрекнуть лидера "Батьківщини" ее "газовыми победами". Не был исключением и Артур Герасимов во время того самого "тяжелого эфира", когда "капала политическая кровь".
Надо отдать Юлии Владимировне и ее харизме должное. Постоянные оправдания позволяли ей сохранить свой не слишком вдумчивый, но преданный электорат, и до сих пор оставаться серьезной силой в украинской политике. И тут Стокгольмский арбитраж, по сути, выступает на стороне противников Тимошенко, становясь мощнейшим и неопровержимым аргументом, а то и даже компроматом против лидера "Батьківщини". Как тут не вспомнить о всеобщей любви и не начать призывать к политическому непротивлению и всеобщему примирению.
Разумеется, Тимошенко пытается выкрутиться и в этой ситуации. Ее соратник Сергей Власенко уже рассказывает, что украинская власть пошла в арбитраж благодаря контракту, а не вопреки нему. Дескать, именно базируясь на пунктах контракта можно доказать, что Украина переплачивала за газ. Правда, аргумент Власенко очень напоминает расплодившиеся шутки о том, что если бы не было "зрады" в контракте Тимошенко, не было бы и выдающейся "перемоги" в Стокгольмском арбитраже. Так что решающая заслуга в этой победе принадлежит именно Тимошенко. Ибо с чем бы тогда так успешно боролся "Нафтогаз"?
Сама Тимошенко тут же подхватила тему: "Контракт помог Украине выиграть Арбитражный суд в Стокгольме. Он был подписан в 2009 году и доказал, что Янукович действовал не по этому контракту, а на коррупционной основе переплатил лишние деньги, которые не должен был платить".
По словам Тимошенко, решение в Стокгольме - это именно ее победа, поскольку ликвидация принципа "бери или плати" как раз ударила по "власти барыг", которые хотели в суде совсем не того. "Именно этот контракт дал возможность нам бороться в арбитраже и побеждать, и если бы он был плохой, мы никогда бы не победили", - заявила экс-премьер.
Будут у решения Стокгольмского арбитража для Тимошенко и другие последствия. К примеру, теперь ничего не мешает недоброжелателям Юлии Владимировны предположить, что раз газовые контракты признаны незаконными, то и тюремный срок для Тимошенко был вполне справедливым. И хотя на первый взгляд такое мнение выглядит логично, стоит оговориться, что формально Янукович посадил Тимошенко не за подписание невыгодных контрактов, а за превышение власти при их подписании. Преступлением суд Януковича назвал то, что Тимошенко лично заставила тогдашнего главу "Нафтогаза" подписать документ, не имея соответствующего решения Кабмина как коллегиального органа.
Так что уголовное дело к содержанию газовых контрактов отношения не имеет, однако от замечаний оппонентов, что "правильно таки посадили" Юлии Владимировне уже не отвертеться.