Стоит ли Киеву рассчитывать на Пекин
Из официального пресс-релиза известно, что китайский премьер от лица своего государства подтвердил уважение суверенитета и территориальной целостности Украины. Кроме того была озвучена договоренность о реализации ранее достигнутых договоренностей относительно операций по swap на сумму 15 млрд китайских юаней. Наконец, Петр Порошенко в качестве меры, направленной на укрепление контактов между Украиной и КНР пригласил в Киев главу китайского государства Си Цзиньпина.
Данная встреча дает прекрасную возможность оценить перспективы украино-китайских отношений. Прежде всего, очевидным положительным моментом является очередное подтверждение одиночества России при оценке украинского кризиса. Китай не признает аннексию Крыма и при оценке российско-украинской войны придерживается нейтралитета, отстаивая традиционную линию своей дипломатии о недопустимости иностранного вмешательства во внутренние дела суверенного государства. Очевидно, что Москве не удалось добиться симпатий китайского руководства, сравнивая события в Гонконге и на майдане в Киеве.
В тоже время Украине не стоит рассчитывать на Китай как на инструмент возможного давления на Кремль. Китайская дипломатия отличается крайней прагматичностью, и поэтому никакие сентиментальные заявления и политические жесты (кусок пробитого осколками автобуса) не помогут приобрести союзников в Пекине. Если Украина хочет наладить с Китаем полноценное сотрудничество, то ее нынешнему руководству необходимо найти экономические точки соприкосновения между двумя государствами. Одной из таких точек очевидно является сельское хозяйство, а именно поставки украинского зерна в Китай. На данный момент запасы продовольственного зерна в Украине составляют 6,5 млн тонн, и 5,5-5,7 тонн из этого числа планируется отправить в Китай. Перспективы для дальнейшего расширения сотрудничества в этом направлении очевидно существуют, но зависят в свою очередь от способности украинского сельского хозяйства нарастить производство столь необходимого Китаю зерна, под которое он как видно из переговоров согласен выдавать кредитные линии.
Прагматизм Китая имеет и негативные последствия для Украины. Так из-за нейтралитета КНР в украинском кризисе неразумно ждать от этой страны каких-либо мер давления на Кремль с целью деэскалации конфликта в Донбассе. В этом нет прямого китайского интереса, так как чем больше России углубляет свой раскол с ЕС и США, тем больше она попадает в кабальную зависимость от китайского рынка сбыта своих нефтепродуктов. Что несомненно выгодно Китаю, который как единственный покупатель получает возможность диктовать Кремль те цены на нефть, которые считает нужным. Поэтому китайское руководство не будет препятствовать Кремлю и дальше совершать губительные ошибки во внешней политике. При этом то факт, что с затягиванием войны на Донбассе каждый день гибнут украинцы, и территория двух восточных областей страны превращается в руины, Китай не волнует.
Поэтому, несмотря на дружеские заявления прозвучавшие в Давосе, украинскому руководству необходимо понимать, что с точки зрения внешней политики, Украине все равно необходимо отдавать себе отсчет, что ее самым перспективным союзником является США. Во-первых, Америка заинтересована в противовесе России на постсоветском пространстве. Агрессия России в Крыму и на Донбассе - угроза прежде всего европейской безопасности, которая традиционно является принципиальным вопросом для США. Соответственно у Америки есть внешнеполитический интерес помогать Украине. У КНР такого интереса нет, эта страна может вести прагматичный диалог как с РФ, так и с Украиной. Тем более, что вопросы авторитарной политики внутри страны никогда не были препятствием для сотрудничества с китайцами.
Во-вторых, в силу исторических особенностей своей внешней политики, а именно традиции поддержки демократии в американском понимании, США готовы выделять кредиты не под производство или какие-то необходимые ей ресурсы, но под структурные реформы. В именно такой помощи нуждается Украина сейчас в наибольшей степени. Китай же реформы никогда спонсировать не станет, так как не видит в этом своего интереса.
Таким образом, в украино-китайских отношениях существует определенный потенциал, который может быть использован для развития украинской экономики. Однако переоценивать эти возможности не стоит. С точки зрения долгосрочных интересов Украины Китай не является ее стратегическим партнером, и вряд ли им станет.