Stinger, Piorun и ракеты для "Осы". Как США и Польша укрепляют нашу ПВО
Для усиления эффекта Украине нужно активизировать работы по модернизации комплексов "Игла", а также закончить разработку ПЗРК "Барс"
Игрища России на границе с Украиной привели к неожиданному для Кремля результату — наша армия за очень короткое время получила образцы вооружений западного производства, которые при других обстоятельствах не получила бы (и не смогла бы купить) никогда.
Пока хорошо заметно, что наполнение арсеналов идет по трем направлениям — боеприпасы, противотанковое вооружение и средства ПВО. Причем интересно, что если прибытие очередной партии противотанкового вооружения из США или Великобритании широко освещается СМИ, а затем следует несколько репортажей о том, как это оружие осваивается украинскими бойцами под руководством западных инструкторов, то с ПВО ситуация совсем другая. Все известные на сегодня поставки такого рода оружия либо прошли совсем без прессы, либо с крайне ограниченными комментариями официальных лиц.
Тенденция такова, что основными поставщиками средств ПВО и боеприпасов к ним в рамках военно-технической помощи Украине выступают США и Польша. Причем основной упор сделан на переносные зенитно-ракетные комплексы, как простое и эффективное оружие против вертолетов и БПЛА.
Итак, американцы через целый ряд европейских стран (пока озвучены только балтийские) в ближайшее время передадут (а по неофициальным данным — уже передали, и комплексы отправлены в войска) несколько десятков FIM-92Е Stinger. Хотя комплекс производится с 1978 г., благодаря постоянной модернизации он и поныне составляет основу ПВО армии США и многих стран. Собственно модификация FIM-92E, которая выпускается с 1995 г., позволяет оператору ПЗРК поражать с высокой точностью беспилотники, крылатые ракеты и вертолеты с дальности 8 км и на высоте 3,5 км.
Важной особенностью американского комплекса является наличие штатного тепловизионного прицела AN/PAS-18, который, работая пассивно в инфракрасном спектре, позволяет запускать ракету в любое время суток и в любых погодных условиях (туман, пыль, дым). В оптимальных условиях цель может быть обнаружена на расстоянии от 20 до 30 км, когда она летит по направлению к оператору. AN/PAS-18 готов к эксплуатации в течение 10 с после включения питания. А питается он от литиевой батареи, обеспечивающей 6-12 ч жизни батареи. Есть, правда, у AN/PAS-18 один недостаток — прибор не имеет разрешения, необходимого для идентификации цели, однако в наших условиях, когда в воздухе будет почти исключительно авиатехника противника, это не будет иметь значения.
Поляки, со своей стороны, уже заявили о передаче ВСУ своей самой современной модификации советской "Иглы" (в польском лицензионном исполнении Grom) — ПЗРК Piorun от компании Mesko. Разработка комплекса началась в 2006 г. и польская армия до 2022 г. получила 420 пусковых установки и 1300 ракет к нему. Заявляется, что Piorun может поражать воздушные цели на высотах от 10 до 4000 м и на расстоянии от 500 до 6500 м от оператора. При этом ракета имеет боевую часть 1,82 кг (у Stinger — 3 кг) и может поражать такие малоразмерные цели, как БПЛА, за счет бесконтактного подрыва.
В условиях, когда союзники передают нам ПЗРК, думается, стоит активизировать работы по модернизации состоящих на вооружении комплексов "Игла". Ведь отечественный вариант "Игла-1М" принят на вооружение ВСУ в 2015 г. и для развертывания массовой модернизации нашим предприятиям нужны только деньги.
Отечественный вариант имеет огромное количество отличий от оригинального советского комплекса, основное из которых — новая инфракрасная головка самонаведения УА-424, которая разработана инженерами казенного предприятия "Центральное конструкторское бюро "Арсенал", а ее серийное производство налажено на мощностях научно-производственного комплекса "Прогресс" (Нежин). В изначальном варианте коренной модернизации, который имел название "336-24", предполагалась также замена твердого топлива для ракет на новое от Павлоградского химического завода. Хватило ли денег на весь спектр модификации или просто ограничились установкой новой головки самонаведения, сказать сложно. Однако в любом случае характеристики комплекса значительно улучшились. Так, вероятность поражения цели в условиях установки противником активных помех составляет 0,4-0,6 (показатель оригинальной "Иглы-1" — 0,1).
Не менее важно возобновить финансирование работ по разработке перспективного переносного зенитно-ракетного комплекса "Барс". Если судить по отрывочным данным, украинские конструкторы пытаются решить задачу, которую перед ними поставили военные, — создать биспектральную головку самонаведения. Это крайне перспективное решение для ПЗРК, которое находится на уровне самых современных зарубежных образцов. При наличии такой головки наведение ракеты и захват цели будет происходить сразу в двух секторах, относящихся к разным волновым диапазонам — инфракрасному и ультрафиолетовому. Если при этом будет реализован принцип захвата цели по "отрицательному контрасту" (когда цель "холоднее" фона) — от такой ракеты на сегодня фактически нет защиты. Единственное, что может спасти самолет или вертолет, так это прямое поражения головки ракеты лазерным излучением, но это пока на уровне фантастики.
Кроме поставок ПЗРК, Польша также анонсировала (а по некоторым данным, уже и поставила) партию ракет к зенитно-ракетному комплексу "Оса-АКМ", который в нашей армии нынче составляет основу ПВО ближнего действия. Несмотря на то, что комплекс разработан в 1970-х, однако он продолжает оставаться довольно эффективным средством прикрытия армейских частей как на марше, так и на позициях, а в условиях современного боя способен сбивать беспилотники и некоторые виды современных крылатых ракет.