Милитари уже не в моде. Как США сделали шатдаун внешней политике Банковой
Украине нужно продемонстрировать новую дипломатию прямо сейчас, чтобы деньги на помощь не пропали из бюджета США, который должен быть принят в течение 45 дней
Обе палаты Конгресса США и президент Джо Байден оставили Украину без помощи. Еще недавно в такое нельзя было поверить. Однако 30 сентября это случилось.
Можно утешать себя надеждами, что через несколько дней ситуация будет исправлена. Но она может повторяться регулярно при рассмотрении в Конгрессе любых законопроектов, в которых будет фигурировать помощь Украине.
Поэтому нам нужно перестать жить надеждами, что скоро все будет, как раньше. Необходимо признать реальность: так, как было раньше, уже не будет. Нужно немедленно, пока еще не поздно, сделать для себя выводы и в корне поменять подходы во внешней политике.
Чужая проблема
Первый вывод: наша война с Россией — это для американцев чужая проблема. И это — главный провал внешней политики Банковой.
После 24.02.2022 Банковая пыталась убедить американцев, что российская агрессия — это наша с ними общая проблема. Аргументация сводилась к тому, что мы тут, сопротивляясь полномасштабному российскому вторжению, защищаем весь свободный мир.
Банковая была уверена, что эта аргументация сработала. Именно поэтому Владимир Зеленский и его офис жили в парадигме, что западные страны нам должны. Мол, если они боятся сами воевать с Россией, то они обязаны нам предоставить любую военную и финансовую помощь, которой мы потребуем. И Банковая именно этим и занималась: требовала.
Однако такой подход Банковой — это здание, построенное на песке. И это четко показала ситуация с американским шатдауном.
В США 30 сентября — это последний день перед началом нового финансового года. Законодатели не успели принять бюджет на 2024 ф.г., поэтому государство оказалось перед перспективой шатдауна (закрытия) — ситуации, когда правительство и федеральные учреждения полностью или частично останавливают работу. Это сказалось бы на миллионах американцев, в том числе военных, работников социальной сферы, транспорта и пр. Их ждали или задержки выплаты зарплаты, или неоплачиваемые отпуска.
Чтобы избежать шатдауна, спикер Палаты представителей республиканец Кевин Маккарти предложил закон о временном финансировании правительства на 45 дней. И он не включил туда ни цента на помощь Украине — как пишет The New York Times, "в знак уважения к растущему сопротивлению республиканцев финансированию военных усилий Киева".
И демократы на это согласились. Как отмечает та же газета, "демократы знали, что если они выступят против законопроекта, то республиканцы обвинят их в том, что их больше заботит отправка денег в Украину, чем финансирование американского правительства".
Собственно, такое обвинение в Палате представителей прозвучало еще утром 30 сентября. "Если вы с невозмутимым лицом говорите американскому народу, что закроете американское правительство из-за Украины, то вам будет стыдно", — заявил, обращаясь к демократам, республиканец Майкл Лоулер.
В итоге за проект спикера-республиканца проголосовали 335 членов Палаты представителей (209 демократов и только 126 республиканцев), против — 91. Затем, за три часа до полуночи, этот закон утвердил Сенат. И поздним вечером его успел подписать Джо Байден.
Мы привыкли к дискуссиям о том, должны ли США помогать Украине. На этот вопрос отвечают положительно большинство демократов и меньшинство республиканцев. Но теперь в американской повестке дня появился новый вопрос: является ли помощь Украине более важной, чем решение внутренних проблем. Он, несомненно, будет остро звучать во время предвыборной кампании. И, как уже четко показала ситуация с шатдауном, на него дают отрицательный ответ как республиканцы, так и демократы.
А это означает, что такова позиция американских избирателей. Банковая не нашла ключика к их сердцам. Хуже того, она упорно использовала негодный ключик: мы вас защищаем, поэтому вы нам должны. И это сыграло против нас.
Исправление ошибок
Второй вывод: раз уж Банковая допустила этот провал, то сейчас в ее интересах заняться исправлением ошибок. В частности, перестроить внешнюю политику в соответствии с теми вызовами и рисками, которые несет избирательная кампания в США.
На данный момент мы имеем печальную ситуацию: в подписанном Байденом законе денег на помощь Украине нет, когда они будут — неизвестно, в каком объеме — неизвестно, с какой периодичностью — неизвестно. Количество республиканцев, голосующих против решений по Украине, растет с каждым голосованием. Уже не будет так: приехал Владимир Зеленский в милитари, выступил с пламенной речью, и вот вам новые миллиарды на войну. Ему просто-напросто не дадут выступить, как это уже сделал тот же Маккарти. 21 сентября во время визита президента Украины в США спикер Палаты представителей объявил, что он отклонил просьбу Зеленского выступить на совместном заседании двух палат Конгресса.
Нам нужно менять и форму, и содержание общения с американцами. Стиль милитари ведь не просто так был выбран, а чтобы подчеркнуть: мы вас защищаем на поле боя, поэтому вы нам должны дать все, чего мы требуем. Но если от политики требований вернуться к нормальным переговорам о взаимовыгодном сотрудничестве, тогда и от стиля милитари нужно возвращаться к классическому дипломатическому стилю, причем во всем. Не только в форме одежды, но и в процедуре контактов с администрацией Байдена.
Пора прекращать практику, когда Андрей Ермак (с точки зрения американской бюрократии — никто с непонятным статусом) звонит советнику президента США по национальной безопасности Джейку Салливану. Необходим полноценный министр иностранных дел, а не фигура, полностью зависимая от инструкций из Офиса президента. В идеале неплохо бы найти нового министра. Ну а если это невыполнимая задача из-за дефицита кадров, то можно хотя бы разрешить Дмитрию Кулебе профессионально заниматься своей работой. Тогда и его контакты с госсекретарем Энтони Блинкеном, наверное, будут более результативными.
Конечно, контакты с Салливаном тоже нужны. Но это скорее работа для секретаря СНБО — эту должность сейчас занимает Алексей Данилов. А Ермаку можно поручить профессиональный диалог с руководителем аппарата Белого дома Джеффом Зинтсом.
К слову, журналист "Украинской правды" Роман Кравец размышляет на YouTube, что визит Зеленского в США стал холодным душем для Банковой и после него Зеленский изменился. "Что-то в США случилось, но что именно — до конца не понятно", — говорит Кравец. По его словам, произошли изменения и в коммуникации: Белый дом ограничил общение Салливана с Ермаком и советует Банковой больше коммуницировать через посольство США в Киеве.
Но главное, конечно, изменить содержание общения с американцами. Хватит уже рассказывать, что мы тут воюем за них, спасаем мировую демократию. Это не работает. Это неубедительно даже для поляков и вообще для всех, кто живет под зонтиком НАТО. И тем более это неубедительно для американцев, которые этот зонтик создали.
Нужно менять подходы к работе с западным общественным мнением. В частности, нужен другой набор аргументов, почему Запад должен нам помогать. Взывать к чувству долга сейчас бесполезно и даже вредно — можно лишь еще больше настроить американцев против себя. Вместо этого нужно стараться вызвать сочувствие и сопереживание.
Для этого нужно больше рассказывать о том ужасе, который принесла Украине российская агрессия. О пытках и изнасилованиях тысяч гражданских, включая детей. О ежедневных ракетных обстрелах, разрушенных школах и мостах, попытках уничтожить нашу энергосистему. Об экологической катастрофе из-за подрыва Каховской ГЭС. То есть обо всем, что может вызвать ненависть и отвращение к России и сочувствие к нашей борьбе. Никакая логика не заставит американцев воспринимать нашу войну не как чужую проблему, а как свою. Но где пасует логика, там могут помочь эмоции.
Кроме того, чтобы американцы воспринимали нас как своих, необходимо акцентировать на всем том, что нас с ними объединяет (и в чем мы противоположны нашему общему врагу — России). То есть на общих ценностях: демократия, права человека, свобода бизнеса. Только не нужно рассказывать американцам, что мы тут воюем для того, чтобы у них там были эти ценности. А лучше вместо этого лишний паз благодарить их за то, что мы озарены и согреты факелом их статуи Свободы.
Чтобы наши слова об общих ценностях звучали убедительно, нужно подкрепить их делами. Если мы хотим добиться благоприятных сдвигов в американском общественном мнении, то, как минимум, нужно избавиться от тех кадров вокруг Зеленского, которые накопили негативный имидж.
Причем все это нельзя откладывать на потом. Нужно продемонстрировать новую дипломатию прямо сейчас, чтобы деньги на помощь Украине не пропали из бюджета США на 2024 ф.г., который должен быть принят в течение 45 дней, то есть до середины ноября.
"Эти 45 дней, да и все время нужно пройти без единого большого коррупционного скандала. О чем, насколько я слышал, нашим прямо во время визита и сказали. Никакой дурости или залета", — рассказал в своем ТГ-канале нардеп Ярослав Железняк. По его словам, "есть конкретный перечень людей, ставших символом коррупции в Украине и "кидалова" международных партнеров". И если эти люди не уйдут, то у конгрессменов будет основание сомневаться, действительно ли Банковая борется за американскую помощь.
Фактически за две недели Банковая получила от администрации Байдена и Конгресса США три холодных душа. Первый — во время визита Зеленского. Второй — перед финансовым Рамштайном в Брюсселе, накануне которого заместитель Салливана Майк Пайл составил список приоритетных реформ для Украины, то есть фактически ультиматум Банковой от Белого дома. И третий — это ситуация с шатдауном. Чтобы избежать шатдауна американского правительства, демократы и республиканцы в Конгрессе совместно сделали шатдаун нашей внешней политике.
Самое время делать выводы, пока еще не поздно. Иначе в Вашингтоне могут решить, что холодный душ не помогает и нужно приступить к более радикальным лечебным процедурам.