США толкают Украину к разборкам с "Роснефтью"
Вчера США расширили список санкций в отношении компаний из РФ. Штаты изначально выбрали в качестве слабого звена нефтегазовые корпорации. Но в минувшем феврале в американский черный список вошли только семеро таковых - "Газпром", "Лукойл", "Транснефть", "ГазпромНефть", "Сургутнефтегаз", "Новатэк" и "Роснефть". По большому счету, оказалось, что крупных нефтегазовых компаний в РФ не так уж много, а точнее - дюжина от силы. Это ограничивало разбег американский санкций в ширину списка. Но вчера США решили компенсировать скудность российского величия на ниве создания крупных корпораций более глубоким подходом. И начали бороться с лазейками, которые, как оказалось, позволяют россиянам обходить санкции, и все же проводить запрещенные импортные операции.
Наиболее известной сделкой такого плана стала чуть не попавшая под санкции в начале июля закупка турбин производства германской Siemens российским трейдером "Технпопромэкспорт" корпорации "Силовые Машины". Адресатом этой поставки было строительство Таманской ТЭС, но державные патриоты российского интернета подняли гордый шум, что цена санкциям ноль, ибо турбины направляются на переоборудование нескольких ТЭС в оккупированном Крыму. Сервисные службы германской корпорации тут же заверили, что поставка санкций имела правдивого адресата. В ином случае, турбины долго не проработают без надлежащей технической поддержки. Но смысл инцидента был прост: "Силовые Машины" входят в список санкций, а их трейдер не входит.
Штаты этот опыт учли и включили в санкционный список дочерние торговые компании вышеназванных крупных российских корпораций. В случае с "Роснефтью" в число подпавших под санкции связанных лиц попали торговые "РН Холдинг" и "РН Трейдинг", которые до последнего времени, активно занимались трубопроводным и железнодорожным транзитом нефти через Украину в некоторые страны ЕС. Железнодорожные цистерны с этими марками до сих пор можно видеть на украинских магистралях. Кроме этого трейдера в списках ограничений появился пока что только один из девяти нефтеперерабатывающих заводов "Роснефти", работающий в Прибайкалье Ангарский НПЗ. Но судя по направленности санкций, скоро они могут охватить все НПЗ компании "Роснефть", включая расположенный на Востоке Украины Лисичанский НПЗ.
Это украинский завод "Роснефти" задолго до начала войны работал с перебоями. Россиянам было выгоднее ввозить в Украину либо свои нефтепродукты, либо нефтепродукты, производимые ими на НПЗ Белоруссии. Поэтому, все приобретенные в Украине российскими компаниями заводы нужны были скорее не как полноценные центры производства, а как транзитные площадки. А еще, как очень удобный повод скупать землю под нефтебазы и сети АЗС, чтобы не допускать на украинский рынок трейдеров из других стран. Теперь же, после появление в черном списке одного из НПЗ "Роснефти", ограничения для Лисичанского НПЗ - лишь вопрос времени.
Будет ли Киев готов к такому повороту событий, пока никому не известно. По крайней мере, Минтопэнерго Украины не спешит озвучивать какие-либо новые планы или варианты развития отечественной нефтепереработки. Но если новые санкции США уже дошли до доверенных дивизионов и трейдеров "Роснефти", то рано или поздно украинским властям придется доказывать своим западным партнерам, что "мы тоже санкционируем". Например, придется искать доказательства, что "Роснефть" прекратила все свои торговые и транзитные операции в Украине. Или что она не импортирует из Украины ту номенклатуру бурового и насосно-турбинного оборудования, которая, ради той же Украины, строго запрещена в США и ЕС.
В целом, доказать, что "Роснефть" в местных банках не кредитуется, а ее персонал живет за счет зарубежных траншей, а не с бурного торгового оборота, в Киеве еще как-то смогут. Сложнее будет с вариантом, по которому Украине рано или поздно придется безоговорочно придерживаться всей нынешней волны углубленных санкций. В таком случае, активы российских компаний Украине все же придется блокировать, и искать им альтернативу. Сопротивление со стороны "борцов за мир", в таком случае, обещает быть беспрецедентным. Особенно, в случае с Лисичанским НПЗ.
И страховаться от таких ненужных поворотов его судьбы нужно уже сегодня, а не откладывать реформы украинской нефтяной промышленности на потом по глупым причинам, вроде вот-вот грядущего перемирия между украинскими нефтяными магнатами. Или вообще по причине откровенных мифов - вроде ожидания "конца войны", и почему-то непременного по сему случаю улучшения инвестиционного климата. Которое, как и положено настоящему улучшению, само по себе сможет решить все проблемы с поиском альтернативы российским владельцам НПЗ.