Срочный и заочный. Луценко в третью годовщину Майдана выведет Януковича в люди

Решение генпрокурора Юрия Луценко забрать дело Януковича у начальника департамента специальных расследований Сергея Горбатюка продиктовано в первую очередь желанием начать заочный суд над беглым президентом к очередной годовщине Майдана
Фото: Online.ua

Совсем скоро, 21 ноября, Украина отметит третью годовщину начала Революции достоинства, а уже через три месяца — 20 февраля — исполнится три года расстрелов на Майдане. Даты эти для украинской власти достаточно тревожные, ведь волей-неволей в эти дни задаешься вопросом: что, собственно, сделано за эти годы, чтобы покарать преступников режима Януковича, виновного в гибели более 100 людей на Майдане. И в первую очередь это касается персонально Виктора Федоровича, который вот уже третий год прячется в соседней стране, позволяя себе время от времени троллить украинскую власть лично или, как чаще происходит в последнее время, через своих адвокатов.

Тем временем в Украине вокруг персоны беглого узурпатора и посвященного ему уголовного производства разгорелся очередной скандал. На днях генпрокурор Юрий Луценко сообщил, что "большое уголовное дело Януковича" (все дела, где в качестве подозреваемого фигурировал Виктор Янукович, еще раньше были объединены в одно производство) передали из департамента специальных расследований Генпрокуратуры во вновь созданное управление по расследованию преступлений, совершенных преступными организациями.

Казалось бы, вопрос исключительно технический и касающийся внутренней кухни Генпрокуратуры. Однако в украинской политике не бывает все так просто. Департамент, у которого отобрали "большое дело Януковича", возглавляет Сергей Горбатюк — не просто человек и прокурор, а еще и немножко политик. В свое время группа "еврооптимистов" в парламенте активно сватала Горбатюка в генпрокуроры, привлекая к пиару его скромной персоны родственников и адвокатов героев Небесной сотни.

Так что передача дела Януковича от одних подчиненных Луценко к другим сразу же превратилась в скандал. Как известно, отношения между "еврооптимистами", в орбите которых находится и Горбатюк, и генпрокурором (как, собственно, и со всей командой президента Порошенко), мягко говоря, не самые дружелюбные. Буквально за несколько дней до решения передать дело Януковича один из главных "еврооптимистов" Сергей Лещенко прямо обвинил Юрия Витальевича в том, что тот записал свою дорогую киевскую недвижимость на бухгалтера жены. Генпрокурор в долгу не остался, припомнив Лещенко его скандальную квартиру. Вот и отодвинутый от дела Януковича Горбатюк не упустил случая попиарить себя, а заодно и своего руководителя покритиковать, подсобив тем самым соратнику Лещенко.

В комментарии "Украинской правде" (ну а кому же еще?) Горбатюк намекнул, что Луценко настоящий вредитель, так как "разрушил целостность департамента, который работает над расследованием преступлений против Майдана", что несет "прямой вред для этих производств". Теперь, по версии Горбатюка, дело Януковича может и не быть доведено до конца и все это из-за Луценко.

Наехал Горбатюк на генпрокурора и за полученный от него выговор, мол, и сам выговор незаконный, и обвинения в отсутствии результатов работы высосаны из пальца. И вообще, с его слов, складывается впечатление, что Луценко испытывает к нему острую личную неприязнь и потому мечтает от него избавиться. За собой же Горбатюк видит лишь одну вину — "нежелание выполнять незаконные указания" начальства.

Относительно причины, по которой Луценко решил отобрать у него дело Януковича, Горбатюк считает, что всему виной его несогласие с существующей процедурой заочного судопроизводства, которая, по его словам, "может позволить представителям бывшей власти избежать наказаний". "Нынешний закон о специальном судопроизводстве не соответствует Конституции и европейским конвенциям. Он содержит правовые моменты, которые могут привести к разрушению производств и избеганию ответственности лицами, которые будут осуждены на основании этого закона", — считает прокурор. То есть Горбатюк не готов передавать дело Януковича в суд, и в этом соль всего конфликта, так как Луценко требует противоположного.

"Все экономические дела, необходимые для передачи преступной группировки Януковича в суд, отходят вместе со следователями и прокурорами. Это вынужденно. Потому что Горбатюк против заочного процесса, говорит, что надо ждать очного. Я на это никогда не соглашусь", — пояснил генпрокурор причины своего решения.

И тут спорить сложно. Все мы, конечно, хотели бы очного суда над Януковичем, однако ждать случая усадить экс-президента на скамью подсудимых можно очень и очень долго. И мы прекрасно понимаем, что при жизни Путина этого не будет и нет никаких гарантий, что Янукович переживет своего кремлевского покровителя.

Что же касается требования Горбатюка внести изменения в закон о заочном осуждении, то, как оказалось, оно вполне совпадает с точкой зрения генпрокурора. Сразу же после того, как дело Януковича было передано новой структуре, Луценко призвал нардепов внести в закон необходимые изменения. "Мы разработали предложения по поводу усовершенствования закона о возможном заочном осуждении и еще на этой неделе через депутатов, которые сотрудничают с Генпрокуратурой, будем готовы внести их на рассмотрение Верховной Рады", — заявил Луценко.

Так что несогласие с существующей процедурой заочного судопроизводства вряд ли можно считать единственной причиной, по которой Горбатюк отказывался передавать дела Януковича и его соратников в суд. Луценко, как видим, с процедурой тоже не согласен, но закон — дело поправимое и в случае необходимости поправимое в достаточно быстрые сроки. А сроки, судя по всему, — главное, что сейчас беспокоит Луценко.

Кроме призыва к парламентариям внести нужные изменения в закон о заочном судопроизводстве, Луценко установил дед-лайн и следователям — четыре месяца.

"К сожалению, во всех этих делах после стольких лет работы остается до четырех месяцев сроков, когда можно проводить расследование. Это надо помнить всем, кто говорит, не надо спешить. У меня есть всего четыре месяца, чтобы завершить расследование по этим делам. Конечно, их можно остановить. Но это не тот ход, дойдет до того, что мы потеряем санкционные аресты, наложенные на активы", — сказал генпрокурор.

Однако дело тут не только в сроках расследования, определяемых Уголовно-процессуальным кодексом, и риске снятия арестов на активы. Определенные Луценко четыре месяца истекают в аккурат к третьей годовщине расстрелов на Майдане, и это точно не совпадение.

Генпрокурору кровь из носу необходимо показать к годовщине хотя бы какой-то результат трехлетних расследований. Ведь чем ближе к очередной годовщине Майдана, тем чаще у общества будет возникать простой вопрос: почему ни Янукович, ни Азаров и вообще никто из "команды профессионалов" так и не привлечен к ответственности? А зрадофилов, готовых подхватить эту тему, будет более чем достаточно. И заставить их если не замолчать, то хотя бы приутихнуть может только хоть какой-то результат. И если это может быть хотя бы заочный суд над Януковичем, то он должен начаться и быть максимально открытым. Разумеется, в своей спешке заочно судить беглого президента Луценко преследует прежде всего свои личные цели — как политик и генпрокурор, однако цели эти вполне совпадают с интересами украинского общества. Судебный процесс над Януковичем обязательно вызовет огромный общественный интерес.

Так что в идеале заочный суд над Януковичем должен стартовать через месяц — к третьей годовщине начала Майдана, а учитывая, что судебное разбирательство — дело небыстрое, достигнуть своего апогея как раз к годовщине расстрелов. Это, конечно, оптимистический вариант, который вряд ли удастся осуществить, а вот начать рассмотрение, как и сказал Луценко, через четыре месяца к годовщине расстрелов вполне реально.

Но есть в истории с судом над Януковичем и еще одна сторона — сам беглый президент. Правда, он в последнее время пред ясны очи людей не показывается, но его адвокаты общаются со СМИ достаточно регулярно. Не проигнорировали они и очередной скандал вокруг их подзащитного. Адвокат Януковича Виталий Сердюк достаточно оперативно поблагодарил Луценко за старания. "Защита благодарна генеральному прокурору за действия по реорганизации расследования. Потому что сроки расследования всех дел относительно Виктора Януковича уже истекли, — заявил Сердюк. — Мы надеемся, что после таких реорганизационных моментов внутри ГПУ все дела относительно Виктора Януковича как можно скорее будут переданы в суды и по ним состоится открытое судебное следствие, где каждая сторона и представители СМИ смогут оценить реальную доказательную базу и определиться, кто должен нести ответственность". Воспринимать слова адвоката беглого екс-президента можно, разумеется, только как троллинг украинской правовой системы, что происходит не в первый раз.

Ранее Янукович уже требовал и очной ставки с Порошенко по скайпу, и очной ставки с Яценюком, и "показать публично обществу" материалы расследования дел Майдана. Последнее, кстати, прозвучало в знаменитом интервью ВСС "о страусах" более года назад. Таким незамысловатым троллингом, который его автору ничем не грозит, так как осуществляется с безопасного расстояния, Янукович пытается выбить почву из под ног следствия, посеять смуту в украинском обществе, да и себя лишний раз повыгораживать. К тому же он может рассчитывать попасть в прямой телеэфир во время заочного суда, превратив последний в своеобразный театр одного актера. В его нынешней скучной российской жизни суд — скорее всего, последнее большое приключение и возможность заявить о себе, не несущие к тому же никакого риска. Так что воспринимать Януковича и его адвокатов всерьез явно не стоит. Впрочем, вполне вероятно, что беглый президент не захочет принимать участие в действе. Ну это уж как гостеприимный Путин скажет. А вот сам суд, если таковой все же состоится, может быть очень интересен. И даже без Януковича по скайпу главным персонажем на нем будет именно Виктор Федорович.