• USD 41.3
  • EUR 43
  • GBP 51.7
Спецпроекты

Судьи втемную. Верховный суд "в профиль" будет напоминать о Януковиче

Уже можно однозначно утверждать о срыве по срокам. Но будет еще хуже, если конкурс сорвется по сути, то есть не обеспечит отбора наиболее достойных кандидатов
Акция простеста с требованием доступа к досье всех кандидатов в ВС. Фото: radiosvoboda.org
Акция простеста с требованием доступа к досье всех кандидатов в ВС. Фото: radiosvoboda.org
Реклама на dsnews.ua

Согласно Закону "О судоустройстве и статусе судей" до 30 марта 2017 г. в Украине должен быть создан новый Верховный суд в составе четырех кассационных судов: административного, хозяйственного, уголовного и гражданского. Верховный суд начинает работу при условии назначения не менее 65 его судей по результатам конкурса. Общее количество судей должно быть не больше 200.

Высшая квалификационная комиссия судей Украины (ВККСУ) 7 ноября прошлого года объявила конкурс на 120 судейских мест — по 30 в каждом из кассационных судов. Подали документы на конкурс в общей сложности 846 кандидатов, ВККСУ допустила к участию в конкурсе 653 человека.

Однако график конкурса уже сдвинулся более чем на полтора месяца. Причем запаздывание имеет тенденцию нарастать.

Первоначально планировалось, что к 13 января завершится спецпроверка кандидатов и ВККСУ обнародует список тех, кто допущен к первому этапу квалификационного оценивания. 30 января им предстояло анонимное письменное тестирование, 2 февраля — выполнение практического задания. Итоги первого этапа должны были быть подведены 9 февраля. Вместо этого рассмотрение коллегией ВККСУ результатов спецпроверки было сдвинуто на 6–10 февраля. Коллегия отсеяла только 28 претендентов, допустив к конкурсу 625 кандидатов. Тестирование было перенесено на 16 февраля, а практическое задание — на 21 февраля.

В тестировании приняли участие 609 претендентов. Необходимое число баллов (54 в уголовный суд и 60 в остальные три) набрал 521 кандидат. Интересно, что максимальный возможный результат — 90 баллов — удалось показать только одному кандидату — судье Высшего хозяйственного суда Украины Людмиле Стратиенко. Среди тех, кто провалил тестирование, был целый ряд представителей верхнего эшелона судебной власти, например, судьи Верховного суда Украины Василий Гуменюк (набрал 48,75 балла) и Богдан Пошва (53,25), зампредседателя Высшего хозяйственного суда Украины Сергей Могил (56,25), судья Высшего административного суда Украины Эдуард Швед (47,25), судьи Высшего специализированного суда Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел Наталия Квасневская (39), Артем Маляренко (48), Александр Закропивный (51,75), Ольга Демина (54,75), Елена Кадетова (55,5).

На выполнение практического задания явились 520 претендентов. В течение пяти часов они должны были написать (ручкой на бумаге) судебное решение кассационной инстанции исходя из материалов условного дела по своей специализации. Максимальное число баллов за это испытание — 120. Поначалу в ВККСУ пообещали проверить все работы и выставить оценки к началу марта. Однако этого так и не произошло. А 14 марта комиссия обнародовала информацию, что оценки за практическое задание станут известны только к концу марта.

Реклама на dsnews.ua

Это означает, что конкурс в Верховный суд уже безнадежно сорван по срокам. По первоначальному графику предполагалось, что с 9 по 27 февраля ВККСУ и ОСД (Громадська рада доброчесності, т.е. Общественный совет добропорядочности) будут исследовать досье кандидатов. Параллельно с 13 по 24 февраля кандидаты должны были пройти тестирование личных морально-психологических качеств и общих способностей, а с 20 февраля по 10 марта предстоял второй этап квалификационного оценивания в виде собеседования.

Далее до 14 марта ВККСУ должна была сформировать рейтинг и определить победителей конкурса, по 30 лучших кандидатур для каждого из четырех кассационных судов, и до 16 марта внести рекомендации Высшему совету правосудия о назначении этих 120 граждан на должность судьи Верховного суда. После этого Высший совет правосудия должен был внести президенту представление о назначении судей Верховного суда, и тогда президент успел бы до 30 марта издать соответствующий указ.

Сейчас однозначно ясно, что эти сроки соблюдены не будут, но неизвестно, какая получится задержка в конечном итоге. Есть опасность, что второй этап конкурса и объявление победителей будут проходить авральными темпами. В таком случае не избежать обвинений в том, что созданы прекрасные возможности для злоупотреблений, протягивания нужных кандидатур и отсева неугодных. А возможно, сроки срывались сознательно как раз для проведения второго этапа в авральном порядке.

В этой ситуации еще большую остроту обретает вопрос об обнародовании досье на кандидатов в Верховный суд. По закону формирование и ведение судейского досье, как и досье кандидата на должность судьи, осуществляется в автоматизированной системе. Это досье должно быть открытым (кроме некоторых персональных данных и секретной информации) для всеобщего доступа на официальном веб-сайте ВККСУ.

Комиссия была обязана обеспечить начало функционирования автоматизированной системы в течение двух месяцев после вступления в силу Закона "О судоустройстве и статусе судей", т. е. еще до 30 ноября 2016 г. Но до сих пор это не сделано. Глава ВККСУ Сергей Козьяков оправдывается тем, что парламентарии не предусмотрели бюджетного финансирования на эту статью расходов. Однако закон был принят еще 2 июня 2016 г., и у ВККСУ была уйма времени и возможностей, чтобы выбить необходимые средства.

Лишь 2 марта, после обвинений в умышленном сокрытии от общественности информации о кандидатах в Верховный суд, ВККСУ объявила, что досье всех кандидатов, которые преодолеют первый этап квалификационного оценивания, будут заблаговременно обнародованы комиссией. Также комиссия рассказала, что члены ОСД уже сейчас имеют возможность ознакомиться с досье кандидатов в помещении ВККСУ. И только 6 марта Национальное антикоррупционное бюро Украины передало в ВККСУ первичные данные обо всех претендентах (свыше 600) в Верховный суд, собранные с доступных реестров и баз данных, с тем чтобы эта информация была приобщена к досье.

Раз уж сроки все равно не выдержаны, сейчас важно сконцентрироваться на том, чтобы обеспечить тщательный отбор наиболее достойных кандидатов. Первый этап конкурса был важен как предварительный отсев самых слабых претендентов. Максимальная сумма баллов за первый этап — 210 (90 плюс 120), а за второй (исследование досье, тестирование личных качеств и способностей и собеседование) — 790, суммарный максимум за два этапа — 1000.

По правилам конкурса 250 баллов можно заработать на критерии профессиональной этики, в котором учитывается вывод ОСД. При наличии доказательств несоответствия кандидата требованиям профессиональной этики этот критерий оценивается в 0 баллов. Также 250 баллов можно заработать на критерии добропорядочности. Если есть доказательства несоответствия кандидата требованиям к добропорядочности, этот критерий тоже оценивается в 0 баллов.

Общественность и масс-медиа, конечно, не могут квалифицированно оценить и тем более диктовать, кто именно должен войти в состав Верховного суда. Их роль в другом: оценить, а в особенно вопиющих случаях — даже и диктовать, кто из кандидатов категорически не должен быть туда допущен. Как ранее писала "ДС", есть реальная угроза, что в новом ВСУ первую скрипку будут играть люди Портнова, Медведчука и Кивалова. Потому обнародование досье на кандидатов сейчас становится ключевым вопросом, от решения которого будет зависеть общественное восприятие итогов конкурса, а значит, и нового Верховного суда. 

    Реклама на dsnews.ua