Дело судей ОАСК: у Зеленского рассказали, почему он не реагирует на ситуацию
Президент Владимир Зеленский не вмешивается в ситуацию с обвинениями против судей Окружного административного суда города Киева, поскольку Конституция Украины не предоставляет ему таких полномочий
Там, отмечают, что Конституцией Украины установлено четкое разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную. Это, согласно сообщению ОПУ, уже неоднократно толковалось в решениях Конституционного Суда и объяснялось в многочисленных комментариях экспертов-юристов. В Офисе уточняют, что "с корпусом этих текстов легко ознакомиться".
"Президент Украины, согласно полномочиям, которые дает ему Конституция, не имеет права или обязанности давать оценку решению судов или обвинением против судей. Даже если рассматривать полномочия в пределах теоретической концепции так называемых скрытых полномочий (inherent powers), что не выписано в Конституции, все равно кажется сомнительным требование к президенту предоставлять такую оценку", — отмечают в Офисе Зеленского.
Также в ОПУ добавляют, что президент не может отменять действие презумпции невиновности в отношении отдельных лиц.
"Президент, как и любой гражданин в государстве, может поделиться своими впечатлениями о определенной резонансной информации, касающейся открытых данных уголовных производств, но не больше", — отметили в Офисе президента.
Также в ОПУ "приняли к сведению всю информацию о возможных нарушениях закона представителями судебной ветви власти, а также по рассмотрению соответствующих обвинений в Высшем совете правосудия".
Там надеются, что "расследование такого громкого дела поможет установить все истинные обстоятельства".
"Именно после смены власти в 2019 году Национальное антикоррупционное бюро Украины получило всю необходимую законодательную поддержку для независимой оперативной работы. Также были обеспечены все условия для функционирования Антикоррупционного суда. Надеемся, что эта политическая инвестиция даст соответствующий результат для общества и утверждения принципа верховенства права", — отмечают в ОПУ.
В Офисе добавили, что "судебная реформа остается приоритетом для государства".
"При этом хотим обратить внимание на то, что действующие конституционные инструменты защиты независимости судей и разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную значительно ограничивают возможности не только президента, но и Верховной Рады реализовать те пожелания об освобождении судей и радикальной перестройки судебной системы, которые выражает часть нашего общества ", — резюмировали в ОПУ.
Как сообщала "ДС", НАБУ подозревает ряд судей ОАСК в создании преступной организации, получении неправомерной выгоды за влияние, вмешательстве в деятельность государственного деятеля, а также в организации действий, направленных на захват власти.
17 июля детективы НАБУ сообщили о подозрении голове Окружного административного суда города Киева, его заместителю и еще пяти судьям этого суда, а также председателю Государственной судебной администрации Украины.
21 июля в НАБУ сообщили, что в рамках уголовного производства, по которому Национальное антикоррупционное бюро проводило обыски в Окружном административном суде столицы, о подозрениях сообщили уже 12 лицам.
Некоторым судьям, которых НАБУ вызвало на допрос, в ОАСК не смогли вручить повестки, потому что судьи якобы находились в отпуске.
11 августа НАБУ объявило в розыск председателя ОАСК Павла Вовка, его заместителя, трех судей этого суда и двух экс-членов ВРУ.
1 сентября Высший совет правосудия вернул генеральному прокурору Ирине Венедиктовой ходатайство о временном отстранении от правосудия судьи Вовка в связи с тем, что приобщенные к документу материалы уголовного производства не содержат доказательств надлежащего вручения уведомления судьи о подозрении.
Также ВСП вернул Ирине Венедиктовой ходатайство о временном отстранении от правосудия судьи Окружного админсуда Киева Владимира Келеберды. Кроме того, Совет отказался временно отстранять от своих должностей судей ОАСК Евгения Аблова, Игоря Качура и Алексея Огурцова.