"Пленки Ермака". Почему новые $100 тыс. появились очень вовремя
СБУ задержала главного свидетеля в деле о "пленках Ермака" Дмитрия Штанько, обвинив его во взяточничестве, но любой поворот в этом скандале уже не поправит имидж руководителю Офиса президента
14 июля Служба безопасности Украины задержала двух "членов преступной группы", которые, по сообщению Офиса генпрокурора, за 100 тысяч долларов с помощью связей в правоохранительных органах обещали вернуть арестованное имущество иностранной компании.
Взятки задержанные якобы должны были передать нескольким чиновникам и судье, но, по версии следствия, все $100 тыс. они планировали оставить себе. Один из задержанных — возможный автор "пленок Ермака" Дмитрий Штанько, теперь его подозревают в мошенничестве и подстрекательстве к даче взятки должностному лицу.
"Прославился" Штанько еще весной, напомним, как было дело. 29 марта народный депутат от "Слуги народа" Гео Лерос обнародовал видеозаписи, на которых человек, похожий на Дениса Ермака, брата главы Офиса президента Андрея Ермака, проводит "переговоры о трудоустройстве" неназванных лиц на определенные должности в органах власти. Позже Специализированная антикоррупционная прокуратура по заявлению Лероса начала уголовное производство.
По утверждениям Штанько и другого фигуранта пленок, Сергея Шумского, от людей, которые претендовали на должности в государственной власти, для Дениса Ермака собрали около 100 тыс. долларов, а Андрею Ермаку передавали 10 тыс. долларов.
Денис Ермак довольно быстро отреагировал на записи, 1 апреля он назвал опубликованные видео "нарезкой с вырванным контекстом". Буквально на следующий день после этого заявления ГБР открыло по заявлению руководителя ОП Андрея Ермака производство по четырем статьям: ст. 190 ("Мошенничество"), статья 344 ("Вмешательство в деятельность государственного деятеля"), статья 328 ("Разглашение государственной тайны") и статья 365 ("Превышение власти или служебных полномочий"), а на Лероса якобы начали давить в "Слуге народа". Тем временем Штанько и Шумский активно "светились" в медиа и рассказывали в интервью о схемах брата Андрея Ермака и связях с СБУ.
В конце апреля дело о "пленках Ермака" неожиданно было передано из НАБУ в Нацполицию, а квалификация в деле была изменена со злоупотребления влиянием на мошенничество, но на этом движение дела из инстанции в инстанцию не закончилось – в середине мая стало известно, что материалы уголовного производства передали в СБУ.
Какое-то время не реагировавший на происходящее президент Владимир Зеленский в конце-концов разразился гневной тирадой, назвав дело о пленках Дениса Ермака "пустым" и заявив, что записями хотели шантажировать его лично. Не обошел президент вниманием о Гео Лероса, назвав его "аферистом".
На сегодня "пленки Ермака", их фигурантов и связанные с ними события фактически в противоположном ключе расследуют СБУ и НАБУ, причем ведомство Ивана Баканова приняло сторону руководителя ОП, который считает Лероса мошенником. В отличие от чекистов, подчиненные Сытника, похоже, продолжают расценивать заявления Штанько и Шумского как правдивые (или делают вид), продолжая экспертизу пленок и проверку всех обстоятельств дела.
После вышеупомянутого задержания Штанько его жена Людмила Белевцева заявила, что представители Андрея Ермака якобы пытались договориться с ее мужем на взаимовыгодных условиях.
"Они предлагали рассказать журналистам, что вроде бы Дима был с Ермаками заодно, что ["пленки Ермака"] — это разыгранная постановка, а Ермаки на самом деле не виноваты. Дмитрию за это они предлагали не деньги, а пойти к ним в команду, в политику и сказать, что они вместе это сделали (придумали операцию с пленкам)", — заявила она журналистам, добавив, что 100 тыс. долларов, которые спецслужбисты нашли у Штанько, ему якобы подбросили.
Естественно, в войне силовиков, в которую превратились "пленки Ермака", задержание Штанько, который является главным свидетелем по делу, дает жирный козырь в руки СБУ. Тем не менее, точку ставить в этой истории пока рано, и разбирательства в судах будут продолжаться еще долго.
С другой стороны, с человеком, которого закрыло СБУ за вымогательство $100 тыс., точно легче договариваться, чем с человеком на свободе. Так что нельзя исключать и внесудебное завершение этой мутной истории. Впрочем, сомнительно, чтобы это сильно поправило имидж руководителя Офиса президента.