Спасение рядового Резникова. Как Минобороны будет покупать яйца по-новому
Банковая отказалась от идеи поставить генерала Буданова во главе Минобороны. Вместо этого первым заместителем Резникова назначен генерал Павлюк
После скандала о закупках в Минобороны прошел уже почти месяц. Принят целый ряд решений, в том числе кадровых, и можно подвести некоторые итоги. Главный из них — министр Алексей Резников сохранил свою должность.
Об этом заявил он сам британской газете The Guardian 15 февраля в Брюсселе, где принимал участие во встрече министров обороны стран НАТО. На вопрос, собирается ли он остаться министром обороны в ближайшие месяцы, Резников ответил: "Да, это было решение моего президента".
Неумирающий скандал
Проблема Резникова в том, что он взялся лично защищать скандальные контракты. И в результате намертво связал свой имидж с яйцами по 17 грн, особенно после попытки выдать все за "техническую ошибку" (дескать, 17 грн — это не за штуку, а за килограмм). Об этом рассказали и многие западные медиа, и резонанс от этой истории до сих пор не затих.
Самый свежий пример — редакционная статья (выражающая мнение всей редакции!) в Washington Post за 12 февраля под заглавием "За перетряской в Украине скрываются более глубокие проблемы". Начинается она с упоминания о злополучных яйцах: "Закупка яиц и солений для украинских солдат, защищающих свою страну во время вторжения России, — не самая серьезная проблема, стоящая перед президентом Владимиром Зеленским. Тем не менее недавние сообщения о том, что чиновники в его правительстве наживаются на сильно завышенных ценах на эти товары, стали полезным напоминанием — как для украинского лидера, так и для общественности — о том, что имперские амбиции президента России Владимира Путина — не единственная опасность, с которой сталкивается их страна. Еще одна угроза связана со скандальным нецелевым использованием средств, в частности, из числа миллиардов долларов западной помощи…"
Незаменимый министр
Конечно, это стало имиджевой проблемой не только министра обороны, но и верховного главнокомандующего. Поэтому на Банковой собирались пожертвовать Резниковым, чтобы продемонстрировать и украинцам, и западным партнерам бескомпромиссность в борьбе с коррупцией. 5 февраля глава парламентской фракции "слуг народа" Давид Арахамия собрал фракцию, чтобы обсудить запланированные кадровые решения. После заседания он объявил: "Генерал-майор Кирилл Буданов возглавит Министерство обороны, что абсолютно логично для военного времени".
Однако вскоре выяснилось, что инициаторы этого решения не читали закон "О национальной безопасности Украины", где записано, что министр обороны назначается "из числа гражданских лиц". А генерал-майор Буданов на данный момент является военным лицом, начальником Главного управления разведки Минобороны. И увольняться с военной службы он не захотел.
Поэтому Банковой нужно было или искать иную кандидатуру, или проводить через парламент изменения в закон. Оказалось, что Зеленский не в силах осуществить ни один из этих вариантов.
Казалось бы, что тут сложного — найти замену Резникову из числа гражданских (или из числа военных, но готовых пожертвовать военной карьерой ради поста министра). Но кандидат должен был, во-первых, устраивать Зеленского, во-вторых, не вызывать возражений у западных партнеров, в-третьих, быть достаточно компетентным, чтобы быстро войти в курс всех дел и не затормозить переговоры с западными коллегами…
Второй вариант тоже не получился. Правда, заместитель главы парламентского комитета по вопросам нацбезопасности, обороны и разведки Марьяна Безуглая сообщила о возможной хитрости: узаконить военного министра обороны путем внесения правки в законопроект №4210. Речь идет о проекте закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по вопросам национальной безопасности и обороны", который был принят в первом чтении 16 февраля 2022 г. (за неделю до начала большой войны). Если бы комитет внес эту правку при подготовке проекта ко второму чтению и если бы Рада быстро за этот закон проголосовала, то мы бы уже получили министра-генерала.
Однако этот план провалился: для его реализации не набралось голосов в комитете. И в самом парламенте эта идея оказалась непопулярной.
Самым убедительным доказательством неспособности Банковой продавить через парламент военного министра обороны стал указ Зеленского №76 от 13 февраля, согласно которому должность первого заместителя министра обороны может быть замещена на период действия военного положения военнослужащим ВСУ в звании генерал-лейтенант или вице-адмирал. Этот указ прямо противоречит закону "О национальной безопасности Украины", где записано, что первый заместитель и заместители министра обороны "назначаются на должности из числа гражданских лиц". И если бы у Зеленского была возможность быстро изменить закон, то он, наверное, ею бы воспользовался.
Неисправленные ошибки
Итак, Банковая передумала отправлять Резникова в отставку. Вместо этого она ограничилась обновлением его команды, а также другими шагами, призванными замять скандал с закупками.
24 января был уволен по собственному желанию заместитель Резникова Вячеслав Шаповалов, который отвечал за тыловое обеспечение ВСУ. 1 февраля ГБР сообщило ему о подозрении, а на следующий день он был арестован с возможностью выйти под залог в 402,6 млн грн.
"Он лоббировал заключение договоров о поставках продуктов для военных по завышенным ценам, а также закупок бронежилетов, касок, одежды и других вещей для нужд ВСУ низкого качества на общую сумму более 1 млрд грн. Все договоры заключались по полной предоплате", — утверждает ГБР. И это никак не вяжется с версией Резникова о "технической ошибке".
Отметим, что Шаповалова привел в Минобороны именно Резников. Когда он был министром реинтеграции, то взял к себе Шаповалова руководить директоратом инфраструктуры, а затем сделал своим заместителем. Пересев в кресло министра обороны, Резников сразу же добился, чтобы Шаповалов опять стал его заместителем. Поэтому политическая ответственность в любом случае лежит на министре, даже если он лично ни к каким схемам не причастен. И именно поэтому Резников очень заинтересован замять скандал, вместо того чтобы выяснять реальную картину.
В этой связи нелишне привести оценку журналиста Юрия Николова (именно он положил начало скандалу о закупках своей статьей "Тыловые крысы Минобороны во время войны "пилят" на продовольствии для ВСУ больше, чем при мирной жизни", которая вышла 21 января в "Зеркале недели"). "Мы слышали что угодно — отставки-переотставки, подозрения кому-попало за что попало. Не видели только одного — исправленных "технических ошибок" в контрактах на десятки миллиардов (напоминаю — засвечен лишь один из восьми) и накладных с фактической ценой оплаты. Все это время картошка и окорочка едут в армию, потому что миллион солдат нужно кормить каждый день. Кто-то получает безумные деньги", — констатирует Николов.
Этот упрек адресован Резникову — хотя, конечно, вряд ли именно он был организатором или крышей коррупционных схем. Но он по профессии адвокат — вот и выстраивает защиту, как умеет.
Его задача сейчас — переключить внимание со скандала на какие-то позитивные перемены. 13 февраля он сообщил, что уже действует "рабочая группа по созданию антикоррупционного совещательного органа при Минобороны". В ней участвуют 13 общественных организаций, которые "выразили желание помочь прописать все необходимые процедуры".
Параллельно "прописывать процедуры" будет Межведомственная рабочая группа по определению новых подходов к закупке Министерством обороны продуктов питания с использованием электронной системы закупок. Эта группа создана Кабмином 31 января, возглавила ее первый вице-премьер Юлия Свириденко, в нее входят представители Кабмина, Минэкономики, Минобороны, Госаудитслужбы, ГБР и СБУ. Заседать эта группа будет ежемесячно, и никакого крайнего срока для нее не установлено. То есть новые подходы к закупкам теперь будут искаться перманентно.
В результате Резников получил возможность переадресовывать все вопросы по процедурам закупок двум рабочим группам — общественной и межведомственной. А сам он как бы уже и ни при чем. Правда, он не застрахован от неприятностей, если что-то против него накопает большой аудит Байдена. Но это сейчас выглядит далекой и туманной перспективой.
Зачем Резникову новая команда
14 февраля уволены по собственному желанию первый заместитель Резникова Иван Руснак и заместитель по вопросам цифрового развития, цифровых трансформаций и цифровизации Олег Гайдук. В тот же день первым заместителем министра был назначен Александр Павлюк. Кроме того, Резников внес в Кабмин представление на двух своих заместителей. На замену Гайдуку предложен основатель фонда "Вернись живым" и проекта Ukrainian witness Виталий Дейнега. На должность заместителя по вопросам европейской интеграции предложен бывший нардеп, экс-посол в Канаде Андрей Шевченко.
Очевидно, что Дейнега и Шевченко понадобились Резникову прежде всего в имиджевых целях. То есть само их назначение должно укрепить репутацию Резникова, подмоченную скандалом с закупками. Ну и сами Дейнега и Шевченко должны постараться улучшить имидж министра, контактируя с волонтерами (Дейнега) и западными политиками (Шевченко).
Однако главное событие — это назначение первым заместителем Резникова генерал-лейтенанта ВСУ Александра Павлюка. С сентября 2014 г. эту должность занимал генерал-полковник запаса, бывший командующий воздушными силами ВСУ Иван Руснак. Сейчас ему 71 год, поэтому нет ничего странного в том, что Банковая искала нового человека на эту должность.
Александру Павлюку 52 года. С 28 июля 2021 г. по 15 марта 2022 г. он командовал объединенными силами. 4 марта удостоен звания Герой Украины. С 15 марта по 21 мая 2022 г. возглавлял Киевскую областную госадминистрацию, затем до получения поста в Минобороны командовал группировкой сил и средств обороны Киева.
Согласно закону, министр обороны осуществляет военно-политическое и административное руководство ВСУ непосредственно и через своего первого заместителя и заместителей, а также через главнокомандующего ВСУ. Пока сам министр и все его заместители гражданские лица, эта норма не несет опасности вмешательства Минобороны в чисто военные решения. Но как только первым заместителем министра становится действующий генерал, такая опасность может возникнуть.