Коррупционеры или политики. Кого будет сажать новый генпрокурор
Вечером 4 марта глава фракции партии "Слуга народа" Давид Арахамия в комментарии журналистам ряда телеканалов рассказал, почему его фракция проголосует за увольнение Руслана Рябошапки с должности генпрокурора. "Последней каплей стало неподписание подозрения господину Порошенко. Потому что все готово к подписанию подозрения, но никто почему-то этого не делает", - объяснил Арахамия суть претензий "слуг народа" к Рябошапке.
Действительно, вечером 5 марта за выражение недоверия генпрокурору Рябошапке проголосовали 263 нардепа - подавляющее большинство (179 из 248) "слуг народа", а также членов фракции ОПЗЖ (36 из 44), групп "Доверие" (16 из 17), "За будущее" (15 из 22) и внефракционных (17 из 21, в том числе спикер и первый вице-спикер). Все остальные фракции не дали ни одного голоса.
Естественно, выражение большинством "слуг народа" недоверия Рябошапке было бы невозможно без согласия Владимира Зеленского, который когда-то включал Рябошапку в свою "дримтим" (команду мечты) и называл его "на 100% своим генпрокурором". Отговорить Зеленского от смещения Рябошапки активнейшим образом пытались послы "Большой семерки" и ЕС. 3 марта они встретились с Рябошапкой и затем с руководителем президентского Офиса Андреем Ермаком, а 5 марта отправились все вместе (беспрецедентный случай!) в Полтаву, потому что туда поехал Зеленский, и там добились личной встречи с ним. Но на решимость Зеленского избавиться от Рябошапки это не повлияло.
По Конституции выражение парламентом недоверия генпрокурору влечет его отставку с должности, нового генпрокурора должен назначить президент с согласия парламента. Как рассказал Арахамия, этим счастливчиком должен стать Сергей Ионушас, имеющий большой опыт сотрудничества со "Студией Квартал 95" Зеленского и телеканалом "1+1" Игоря Коломойского. На официальном сайте "Укрпатента" Ионушас значится патентным поверенным Зеленского - регистрировал его торговые марки "Слуга народа", "Країна У", "Квартал 95", "Студия Квартал 95", "Лига Смеха", "Чисто news" и др.
С 1 февраля 2019 г. Ионушас был доверенным лицом кандидата Зеленского в едином общегосударственном избирательном округе. Перед вторым туром президентских выборов Зеленский публично представил Ионушаса как члена своей команды - эксперта по вопросам правосудия. Ионушас получил №38 в списке партии "Слуга народа", в парламенте ему достался пост замглавы комитета по вопросам правоохранительной деятельности. Поэтому Ионушас для Зеленского абсолютно точно, совершенно бесспорно, совсем стопроцентно свой генпрокурор.
И от него он будет ждать скорых результатов. 5 марта в Полтаве Зеленский объяснил смещение Рябошапки именно отсутствием результатов. "Мое личное мнение очень простое. Нет результатов - не занимай место. Если у тебя нет результата - до свидания, - доказывал свою правоту президент. - Руслан хороший специалист, но я считаю, что он не показал результат".
Рябошапка пытался объяснить свою позицию Зеленскому и напрямую, и через послов, и даже посредством публичных каналов. Днем 4 марта на "Украинской правде" было обнародовано факсимиле сообщения Петру Порошенко о подозрении - неподписание именно этого 21-страничного документа, подготовленного ГБР, стало, по словам Арахамии, "последней каплей". Сайт привел также подробную юридическую аргументацию, почему претензии ГБР к Порошенко "вызывают сомнения в обоснованности".
Можно предположить, что Арахамия и Зеленский надеются на пиар-эффект. Ведь среди тех, кто голосовал за Зеленского и "Слугу народа", многие жаждали посадки Порошенко - "не важно за что, лишь бы посадили". Именно им хотел потрафить Зеленский, когда на стадионе бросал в лицо Порошенко угрозу: "Я ваш приговор". Совсем стопроцентно свой генпрокурор Ионушас нужен Зеленскому в первую очередь для немедленного исполнения этого приговора.
Поэтому можно ожидать быстрого развития событий в ближайший месяц. Первым делом новый генпрокурор подпишет подготовленное ГБР сообщение о подозрении. Это станет основанием для задержания Порошенко и принятия следственным судьей решения о содержании подозреваемого под стражей.
Посадка Порошенко (хотя бы в СИЗО) позарез нужна Зе-команде именно сейчас, потому что ни сам Зеленский, ни партия "Слуга народа", ни ее монобольшинство в парламенте, ни новое правительство не могут предъявить обществу никаких успехов, которые можно было бы "намазать на хлеб". Конечно, Порошенко тоже на хлеб не намажешь, но зато на него можно списать все провалы Зе-власти: дескать, все беды украинцев из-за него, вот мы его и покарали по заслугам.
Наверное, уже сам факт помещения Порошенко в СИЗО будет преподнесен Зе-пропагандой как величайшая победа. Однако это не поможет рейтингам Зеленского и партии "Слуга народа". Если Зеленский хотел сажать Порошенко - это нужно было делать еще осенью, а сейчас это желание в народе уже перегорело. И даже те, кто жаждал этого, сейчас скажут: "Ну хорошо, а что ты сделал еще?".
Если Зе-команда рассчитывает таким образом ослабить оппозицию - это явная глупость. Как свидетельствует пример посадки Юлии Тимошенко при Януковиче, новые лидеры появятся быстро. И далеко не факт, что они окажутся более удобными соперниками.
Конечно, посадку Порошенко воспримут как свою победу в Кремле, и об этом будет радостно трубить российская пропаганда. Вполне вероятно, что это одно из условий Кремля для согласия на новый саммит нормандской четверки.
Что касается реакции Запада, то у Зеленского рассчитывают, что там "не заметят" посадку Порошенко, если Киев будет демонстрировать движение навстречу Москве ради мира на Донбассе на условиях Кремля. Исключением станут только страны Балтии да, наверное, Польша. Игнорировать же реакцию западных соседей Зеленский сможет только в том случае, если окончательно превратится во второго Януковича, и, скажем, возьмет в долг у России. Ведь строить долгую стратегическую игру, а не одноходовку, Украина могла бы лишь в том случае, если бы крепко стояла на ногах и в финансовом плане, и в плане обеспечения национальной безопасности. Пока же нет ни первого, ни второго, приходится выбирать - с кем ты. И, судя по последним событиям, взоры новой власти обращены вовсе не на Запад.