Соло Трубы. Кто надоумил главу ГБР выступить против своих патронов

Как утверждают сразу несколько источников "ДС", Труба резко изменил тональность своего поведения после встречи с Сытником и отдельными кураторами главы НАБУ в американском посольстве
Фото: УНИАН

Изначально было понятно, что кадровое наполнение руководящего состава Государственного бюро расследований не пройдет тихо и гладко. Ведь данный орган уже вскорости должен перенять на себя от Генпрокуратуры функции досудебного следствия чуть ли не во всех особо важных делах, кроме случаев, когда они подследственны Национальному антикоррупционному бюро. А именно: там, где могут фигурировать не только премьер, министры, нардепы, члены нацкомиссий и другие топ-чиновники, но и буквально любой судья и сотрудник каждого правоохранительного органа, в том числе НАБУ.

Более того, в украинском аналоге американского ФБР, создание которого идет с немалым скрипом последние четыре года, многие видели определенные сдержки и противовесы ведомству Артема Сытника, чтобы его детективы, так сказать, лишний раз не выходили за рамки закона. И, как ни странно, именно главный антикоррупционер страны, по данным "ДС", сыграл ключевую роль в неожиданной смене риторики главы ГБР Романа Трубы.

Напомним, на прошлой неделе Труба на своей первой в данной должности пресс-конференции устроил настоящий демарш, публично отказавшись назначать всех без исключения победителей конкурса на 27 ключевых должностей в своем ведомстве. А это руководители семи территориальных управлений ГБР, трех следственных управлений в его центральном аппарате, а также управлений оперативных разработок, оперативно-технических мероприятий, обеспечения деятельности, информационно-аналитической разведки, режимно-секретной работы, сопровождения оперативными подразделениями досудебных расследований, внутреннего контроля, международного сотрудничества и внешних коммуникаций, отдела работы с общественностью и СМИ, а также других подразделений, чьих начальников внешняя конкурсная комиссия определила еще в июле.

Поначалу основной и практически единственной версией произошедшего выдвигалось недовольство итогами конкурсного отбора того центра влияния, которому, собственно, обязан своим возвышением Труба. А связывают главу ГБР преимущественно с видным членом "Народного фронта", главой парламентского комитета по вопросам нацбезопасности и обороны Сергеем Пашинским. Впрочем, при детальном рассмотрении конкретных кадров, отобранных внешней конкурсной комиссией, никаких особых перекосов в пользу другого центра влияния - Банковой - обнаружено не было. Зато интересы лидеров "фронтовиков" из силовиков, то есть секретаря СНБО Александра Турчинова и главы МВД Арсена Авакова в принципе оказались удовлетворены если не в полной мере, то уж точно в том объеме, который явно не позволяет вставать в позу.

И вот тут-то оказалось, что в игру решил вступить некто третий, совершенно не считающий себя лишним. По крайней мере, как утверждают сразу несколько источников "ДС", Труба резко изменил свою тактику поведения после встречи с Сытником и отдельными кураторами главы НАБУ в американском посольстве. Якобы руководителю ГБР объяснили следующее: в преддверии выборов-2019 не следует так уж сильно ориентироваться в своей деятельности ни на Петра Порошенко, ни на своих патронов в НФ, потому что через несколько месяцев политическая конфигурация в стране может радикально измениться. И вдобавок посоветовали найти причину либо просто повод, позволяющий заблокировать уже принятое конкурсной комиссией решение, которое Трубе оставалось всего лишь подписать.

В итоге произошло то, что произошло - глава ГБР трижды обратился к председателю комиссии Роману Майданику с просьбой предоставить ему результаты проверки на полиграфе 27-ми кандидатов-победителей, но трижды получил отказ и под этим предлогом отказал в назначении всем кандидатам. Когда же Майданик во второй раз предложил все те же 27 кандидатур, Труба устроил с председателем комиссии словесную перепалку и вовсе ушел с заседания комиссии.

Причем чисто юридически правота на стороне профессора Киевского национального университета им. Тараса Шевченко Майданика, ведь просьбы Трубы не только не соответствуют закону о ГБР, но и Конституции. Однако кому какое дело до такой мелочи, как правовая чистота.

Тем более что отдельные активисты усомнились в добропорядочности аж трех из 27-ми победителей конкурса плюс некоторые мелкие вопросы возникли еще к нескольким возможным топ-сотрудникам "украинского ФБР". Между прочим, как только Труба выступил со своим демаршем-заявлением соло, его активно поддержали всем хором многие известные антикоррупционеры-общественники, начиная от главы Центра противодействия коррупции Виталия Шабунина и заканчивая руководителем Transparensy International в Украине Ярославом Юрчишиным, синхронно назвавшим выступление Трубы "сильным ходом". Таким образом, получилась хорошо продуманная и весьма милозвучная симфония.

При этом не следует забывать о личных амбициях самого шефа ГБР, которым некоторые просто смогли столь умело подыграть. Ведь Труба не считает, что его решение "забанить" победивших в открытом конкурсе вовсе парализует его ведомство. Сформированные им две внутренние конкурсные комиссии уже определили 126 следователей в центральном аппарате ГБР и 14 замов в семи территориальных управлениях, из которых можно назначить как и. о. руководителей подразделений центрального аппарата, так и и. о. директоров теруправлений ГБР. Правда, есть один нюанс - кто-то из 27-ми кандидатов, которых Труба отказался назначать, обязательно обжалуют его действия в суде, так что в данной истории стоит ожидать еще множество скандалов.