"Партия военных" против "слуг народа". Кто кого накажет в 2024 году
В новом году основным политическим трендом в украинском обществе будет поиск ответов на вопросы: "Кто виноват в непобеде?" и "Что теперь делать?"
Надежда 2023 года
Год назад, прогнозируя главный политический тренд 2023 года, мы написали о том, какие перспективы получат партии военных. "Армия имеет наивысший рейтинг доверия. И в обществе есть запрос на участие военных во власти", — это ожидание вскоре получило убедительные подтверждения в виде результатов соцопросов.
Уже в конце февраля группа "Рейтинг" зафиксировала, что условная партия главнокомандующего ВСУ генерала Валерия Залужного может получить 23,5% голосов. Кроме того, 5,6% опрошенных были готовы проголосовать за условную партию "Азов", которая ассоциируется с 12-й бригадой специального назначения "Азов" Нацгвардии. При этом 8,6% могла получить условная партия волонтеров — партия Сергея Притулы. В пересчете на парламентские мандаты это означало 141 мандат у партии Залужного, 49 у партии Притулы и 34 у партии "Азов". В сумме — 224, то есть почти большинство.
Генезис этого политического тренда вполне понятен. Украина жила ожиданием победы над врагом. И многие украинцы считали необходимым отдать власть в руки тех, кто внес в эту победу главный вклад, — военных и волонтеров. Тут было два главных мотива. Во-первых, это было бы справедливо. А во-вторых, именно военные и волонтеры пользовались наивысшим доверием, и именно с ними люди стали связывать свои надежды на честную, порядочную и эффективную власть после войны.
В течение года эта тенденция укрепилась. В ноябре та же группа "Рейтинг" выяснила, что партию Залужного поддерживают 30,3% респондентов, партию Притулы — 6,4%, партию "Азов" — 4,9%. Среди тех, кто будет голосовать и определился с выбором, — соответственно 36%, 7,6% и 5,8%. Они получили бы 186, 39 и 30 мандатов народных депутатов, суммарно — 255, то есть эти три партии могли бы сформировать в новой Верховной Раде правящее большинство с надежным запасом голосов, вообще обойдясь без каких-либо "старых" партий.
Новый общественный запрос
Сохранится ли эта картина в новом году? Частично да. Общественный запрос на честную, порядочную и эффективную власть, конечно же, не исчезнет. И эту свою надежду многие украинцы по-прежнему будут связывать прежде всего с военными и волонтерами.
Но в то же время общество уже пришло к осознанию того, что быстрой победы не получится, а значит, война будет долгой. И если в конце 2022-го все ждали победы в 2023-м, то, сейчас, в конце 2023-го, ожидания более трезвые. Неизбежное следствие этого — общество становится более злым по отношению к своим предводителям.
В общественном сознании давно уже снято самоограничение на критику власти под названием "не на часі". Это четко зафиксировали социологи. По данным КМИС, в мае 2022 года, то есть в первые месяцы после начала большой войны, только 26% респондентов считали, что "необходимо и сейчас критиковать ошибочные и неправильные действия власти, только так можно решить проблемы и улучшить ситуацию в стране". А 68% придерживались противоположного мнения: "необходимо отложить на потом такие споры, поскольку они разрушают единство и ослабляют страну во время войны". Но через полтора года, в октябре 2023-го, соотношение сил стало противоположным: за критику власти — 70%, против — только 25%.
Все идет к тому, что в 2024-м основным политическим трендом в украинском обществе будет поиск ответов на вопросы: "Кто виноват в непобеде?" и "Что теперь делать?" Точнее, даже не столько самостоятельный поиск, сколько выбор между вариантами ответов, которые будут предлагать различные политики и партии.
Нужно отметить еще одно отличие нового тренда. Год назад украинцы откладывали политическую активность на период после победы: вот разгромим врага и тогда уже решим, кого отблагодарить за победу и кому доверить места в новом парламенте. Но сейчас общество жаждет каких-то спасительных решений. И этот новый общественный запрос безотлагателен. Он не может быть отсрочен на время "после победы", ибо ответ на этот запрос — это необходимая предпосылка победы.
Самое уязвимое место
Эта ситуация открывает перспективы перед теми, кто будет максимально остро критиковать власть и в то же время заискивать перед недовольными массами населения по общественно значимым вопросам. Показательным примером может служить реакция разных политических сил на правительственный законопроект о мобилизации.
Лидер партии "Батьківщина" Юлия Тимошенко уже заявила, что фракция ее партии не будет голосовать за этот проект. "В представленном правительством варианте он является неприемлемым. Несправедливым, неэффективным, неконституционным", — подчеркнула она. Обосновывая столь жесткую оценку, Тимошенко сказала, что "нельзя забирать на фронт 25-летнюю молодежь и полуслепых инвалидов и при этом не мобилизовать силовиков из налоговой".
Впрочем, с военными на фронте она тоже заигрывает: "Мобилизация во время войны — неизбежна. Иначе не победить. Потому что ребята, два года защищающие наше государство, должны отдохнуть. Но мобилизация должна быть честной. А ее правила — понятны".
И конечно же, Тимошенко использовала этот проект Кабмина как повод для выдвижения собственной программы действий. В своем видеообращении она предложила приостановить в 2024 году выплаты всех внешних и внутренних долгов Украины и отменить повышение зарплат чиновникам. По ее словам, это высвободит 650 млрд грн, которые следует направить на запуск мощного отечественного военно-промышленного производства.
Лидер "Европейской солидарности" Петр Порошенко тоже выступил с критикой законопроекта о мобилизации. По его мнению, с таким проектом должен был выйти президент, а не прятаться за Кабмин. Внесенный правительством проект Порошенко категорически отвергает. "Мы не дадим разрушать обороноспособность абсолютно неприемлемыми инициативами, — заявил он. — Кабмин должен отозвать дискредитированный законопроект".
Порошенко подчеркнул, что нужна такая программа мобилизации, реализация которой будет основываться на справедливости, Конституции и законах Украины, укрепит обороноспособность и притом сбережет экономику. "Все эти принципы и критерии должны быть немедленно обеспечены и реализованы", — потребовал он.
Законопроект о мобилизации — это не просто иллюстративный пример. Мобилизация в любом случае будет одним из главных раздражителей для общества в новом году. И в то же время она будет для всех украинских семей очень наглядным символом той цены, какую вынуждены платить украинцы за ошибки власти как перед большой войной, так и уже после 24.02.2022. То есть сейчас это самое уязвимое место президента Владимира Зеленского и правящей партии "Слуга народа".
Кто кого накажет
Конечно, дальнейшие события будут во многом зависеть от тактики власти. И тут самое простое решение может оказаться и самым плохим (для власти).
Самое простое очевидно всем: спихивать всю вину на военных. Дескать, плохой закон о мобилизации — это вина Залужного. И неудачное контрнаступление — тоже. И плохая подготовка к полномасштабному вторжению — тоже его вина, а Зеленский ни при чем. Идя этим путем, власть будет вынуждена уволить Залужного с поста главнокомандующего ВСУ, а также арестовать ряд генералов, в том числе, наверное, и самого Залужного, за "сдачу юга".
Поверит ли народ в вину Залужного? Вероятно, да, если после отставки Залужного Зеленский внесет такой прекрасный законопроект о мобилизации, что под военкоматами вновь выстроятся очереди добровольцев. И если генерал, который будет поставлен на место Залужного, под чутким руководством Зеленского покажет убедительные успехи на поле боя.
А вот если после отставки Залужного никаких чудесных перемен к лучшему не произойдет, тогда Зеленского и его партию ждет сюрприз. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть на антирейтинг "слуги народа" Марьяны Безуглой, которая уже два месяца старательно выполняет функцию информационного киллера по отношению к командованию ВСУ.
Опрос, проведенный социологической службой Центра Разумкова совместно с фондом "Демократические инициативы" имени Илька Кучерива с 8 по 15 декабря, показал, что Безуглая уже ворвалась в двадцатку самых известных политиков Украины — ее не знают только 27,2% опрошенных. Она вышла на уровень главы СБУ Василия Малюка (его не знают 27,1%) и далеко опередила, например, министра внутренних дел Игоря Клименко и вице-премьера Ольгу Стефанишину (они неизвестны 35,8% и 47,1% респондентов).
Своими информационными атаками на командование ВСУ Безуглая заработала себе не только всеукраинскую известность, но и горячую, скажем так, нелюбовь. Не доверяют ей 58,5% опрошенных, а доверяют — только 7,7%. Иными словами, на одного украинца, который доверяет Безуглой, приходятся семь-восемь, которые ей не доверяют. То есть какой-то урон имиджу Залужного она, быть может, и нанесла, но при этом сама превратилась в одиозную персону, героиню презрительных анекдотов.
Это говорит о том, что попытка спихнуть вину на военных может обернуться для Зеленского и его партии серьезными электоральными потерями. Рейтинг партии Залужного, вероятно, тоже упадет, но сомнительно, чтобы этот электорат перетек к "слугам народа". Скорее они могут уйти к оппозиционным партиям, таким как "Батьківщина" или "Европейская солидарность", в зависимости от того, чья критика власти будет громче и острее и чьи идеи спасения страны будут ярче и убедительнее.
Эта ситуация создает проблемы и для условной партии волонтеров. Пока все другие игроки будут соревноваться в медиа-атаках друг на друга, волонтеры могут оказаться в информационной тени. Конечно, их преимуществом будет то, что на них точно нельзя списать вину ни за какие неудачи на фронте. Но, как уже было сказано, новый политический тренд заключается в поиске не только виновных в непобеде, но и рецептов, что теперь делать. Конкретных рецептов насчет той же мобилизации. И если волонтеры будут уходить от острых вопросов, то они просто выпадут из фокуса внимания.