Украина — не Израиль. Почему США кому-то помогают сбивать ракеты, а кому-то — нет

Америка опять, как это уже было в ночь с 13 на 14 апреля, помогла Израилю сбивать иранские ракеты. И это опять подняло в Украине волну возмущения: почему же США не помогают нам сбивать российские ракеты

В острожных выражениях к этому возмущению присоединился и Владимир Зеленский. "Украина давно говорит всем соседям, всем основным партнерам: нужно взаимодействовать, нужно вместе сбивать "шахеды", сбивать ракеты, особенно в районах, которые рядом с государствами НАТО. Это вполне возможно. Каждый раз на Ближнем Востоке во время преступных иранских ударов мы видим, как международная коалиция действует вместе. Я благодарю каждое государство, которое действительно помогает нам с ПВО, — заявил он в видеообращении вечером 2 октября. — И мы можем добиться еще большей эффективности — мы можем вообще положить конец российскому террору, сбивая "шахеды", сбивая ракеты во взаимодействии".

В этом заявлении содержится печальное признание: "Украина давно говорит". И как результаты? Помогли эти регулярные потоки слов, обращенных к США, другим "основным партнерам" и к соседям? Может быть, вместо слов нужны дела?

Мы ведь не слышим, чтобы Израиль унизительно просил и умолял США: ну помогите нам сбивать иранские ракеты, ну пожалуйста, посмотрите, как мы страдаем, ну что вам стоит нам помочь. А почему не слышим? Наверное, потому, что Израиль достаточно сделал для того, чтобы слова были не нужны.

"Непотопляемый авианосец США"

33-й президент США Гарри Трумэн сделал США первой страной, признавшей Израиль 14 мая 1948 года. Он признал Государство Израиль через 11 минут после того, как оно провозгласило свою независимость. Это был трезвый (но, конечно, рискованный) геополитический расчет.

Призывая Трумэна признать Израиль, советник Белого дома Кларк Клиффорд утверждал, что "в таком нестабильном регионе, как Ближний Восток… важно для долгосрочной безопасности нашей страны… чтобы была создана нация, приверженная демократической системе, на которую мы можем положиться".

И этот расчет оправдался. В 1982 году госсекретарь США генерал Александр Хейг удовлетворенно констатировал: "Израиль — крупнейший американский авианосец в мире, который невозможно потопить, на борту которого нет ни одного американского солдата и который находится в критическом регионе для американской национальной безопасности".

Впрочем, слова Хейга "нет ни одного американского солдата" уже не актуальны. В 2008 году США построили в Израиле в пустыне Негев радарную станцию, которая имеет две 400-метровые радиолокационные башни, предназначенные для отслеживания баллистических ракет в космосе и предоставления наземным ракетам данных о цели, необходимых для ее перехвата. На этой станции постоянно служат несколько десятков американских военных. Башни станции являются самыми высокими башнями в Израиле и самыми высокими башнями, используемыми для радаров, в мире.

В 2011 году тогдашний посол Израиля в США Михаэль Орен подчеркивал, что стратегическая синергия между США и Израилем сливается с тактическими реалиями. Американские войска тренируются со своими коллегами из Армии обороны Израиля в воздушных боях и специальных операциях. Корабли ВМС США регулярно пришвартовываются в Хайфе, самолеты ВВС дозаправляются на израильских базах. Орен процитировал председателя Объединенного комитета начальников штабов адмирала Майка Маллена, который заявил Конгрессу, что союз с Израилем "имеет исключительную ценность" и "абсолютно критически важен" для национальной безопасности США.

44-й президент США Барак Обама 6 марта 2014 года заявил на встрече с премьер-министром Израиля Биньямином Нетаньяху: "У нас нет более близкого друга или союзника, чем Израиль, и связь между нашими двумя странами и нашими двумя народами неразрывна". А про Украину он так не сказал (и "отдал Путину Крым"). Интересно, почему? Может быть, проблема все-таки была не только в трусости Обамы, но и в трусости Украины, которая все годы независимости боялась стать "непотопляемым авианосцем США"?

Простой пример: 29 августа 2019 года Владимир Зеленский внес в новоизбранную Верховную Раду семь законопроектов о внесении изменений в Конституцию. Но среди них не нашлось места инициативе об отмене позорной нормы статьи 17 Конституции, согласно которой "на территории Украины не допускается размещение иностранных военных баз".

Сейчас, во время военного положения, вносить изменения в Конституцию нельзя, а тогда было можно. И после этого можно было бы настойчиво предлагать Америке разместить свои военные базы в Киеве, Харькове, Мариуполе, Херсоне, Одессе. А сейчас мы даже не можем это предлагать, потому что нам наша Конституция запрещает делать такое предложение. И кто в этом виноват? Белый дом или Банковая?

Основной союзник США вне НАТО

С момента основания Израиля в 1948 году США предоставили этой стране более $130 млрд двусторонней помощи, которая "помогла превратить Армию обороны Израиля в одну из самых способных и эффективных армий в мире и превратила израильскую военную промышленность и технологический сектор в одного из крупнейших экспортеров военного потенциала во всем мире". Это не израильское хвастовство, а официальная информация Госдепа США.

Согласно той же информации, Израиль является ведущим мировым получателем помощи США в рамках программы иностранного военного финансирования (FMF). Это формализовано 10-летним (2019-2028) меморандумом о взаимопонимании, в соответствии с которым США ежегодно предоставляют Израилю $3,3 млрд в виде FMF и $500 млн на совместные программы по противоракетной обороне.

США и Израиль подписали несколько двусторонних соглашений о сотрудничестве в области обороны, в том числе соглашение о взаимной оборонной помощи (1952); соглашение о общей безопасности информации (1982); соглашение о взаимной логистической поддержке (1991) и соглашение о статусе сил (1994).

В 1987 году Израиль, Египет, Япония, Южная Корея и Австралия стали первыми странами, которые получили статус MNNA — основного союзника США вне НАТО (U.S. Major Non-NATO Ally). Госдеп США поясняет: "Этот статус предоставляет иностранным партнерам определенные преимущества в области торговли в сфере обороны и сотрудничества в сфере безопасности и является мощным символом их тесных отношений с США. В соответствии с требованиями законодательства, политика США заключается в том, чтобы помочь Израилю сохранить свое качественное военное преимущество и способность противостоять и побеждать любую вероятную обычную военную угрозу со стороны любого отдельного государства или возможной коалиции государств или негосударственных субъектов, неся при этом минимальный ущерб и потери".

США помогли Израилю сбивать иранские ракеты прежде всего потому, что должны были это сделать согласно своим обязательствам перед Израилем как своим военным союзником. Если бы США не помогли Израилю, увильнули от этого под каким-то предлогом, это стало бы сигналом всем странам мира, что союзнические обязательства США ничего не стоят.

А перед Украиной США не имеют союзнических обязательств. И первые 25 лет своей независимости Украина даже не попыталась попроситься в союзники США.

Первая попытка была осуществлена 22 марта 2017 года, когда голосами 232 нардепов было принято обращение Верховной Рады Украины к Конгрессу США "с просьбой рассмотреть вопрос о заключении с Украиной оборонного соглашения и предоставлении Украине статуса основного союзника США вне НАТО".

Это не дало немедленного положительного ответа, но это был важный сигнал американскому обществу от украинского общества, что Украина хочет быть союзником США. И это повлияло на позицию Дональда Трампа, который 20 января 2017 года вступил на пост президента США. В декабре 2017 года он разрешил продажу Украине снайперских систем и боеприпасов, а весной 2018 года дал ВСУ противотанковые ракеты "Джавелин", хотя Обама не давал нам даже касок и бронежилетов.

В 2021 году была новая попытка, громкая и пафосная, но она завершилась большим конфузом. 153 нардепа из всех фракций и групп, кроме ОПЗЖ, подписались под требованием созвать внеочередное заседание парламента для принятия обращения Верховной Рады к Конгрессу США о предоставлении Украине двустороннего статуса основного союзника США вне НАТО (MNNA). Заседание состоялось 8 сентября 2021 года. За несколько часов до его открытия глава фракции "слуг народа" Давид Арахамия заявил, что фракция не будет поддерживать это постановление, поскольку Украина движется в НАТО. Он сослался на разъяснение посла Украины в США Оксаны Маркаровой, которая написала в фейсбуке: "MNNA — статус для стран, которые не планируют/не могут в силу политических или географических причин вступить в НАТО. Это точно не о нас".

В результате за обращение к Конгрессу проголосовали только 24 нардепа. И получилось, что согласно официальной позиции нашего парламента, убедительно продемонстрированной на специально созванном внеочередном заседании, нам статус MNNA даром не нужен, ибо мы не какой-то там Израиль, мы в НАТО вступаем.

Кто это сделал? Кто водил рукой посла Украины в США Маркаровой и кто управлял Верховной Радой? Белый дом или Банковая?

"Страна американских стартапов"

Население Израиля менее 10 млн человек (94-е место в мире). Размер ВВП — $530 млрд (28-е место в мире). Эта маленькая страна сумела сделать себя жизненно необходимой для функционирования экономики США.

Процитируем еще раз Госдеп США: "Израиль обладает предпринимательским духом и творческой, высокообразованной, квалифицированной и разнообразной рабочей силой. Он является лидером в области инноваций в различных секторах, и многие израильские стартапы находят хороших партнеров в компаниях США. Известный как "страна стартапов", Израиль вкладывает значительные средства в образование и научные исследования. Американские компании составляют почти две трети из более чем 300 центров в сфере исследований и разработок (R&D), созданных многонациональными компаниями в Израиле. 131 компания в Израиле котируется на бирже NASDAQ, что является четвертым по величине числом компаний после США, Канады и Китая".

Добавим к этому, что товарный поток из Израиля в США стабильно, из года в год, мощнее, чем обратный. В 2023 году американцы купили израильских товаров на $29,7 млрд, а израильтяне приобрели товаров из США на $21,1 млрд.

Украинских товаров в том же году американцы купили на скромные $0,6 млрд, то есть в 50 раз меньше, чем израильских. При этом украинцы приобрели товаров из США на тоже скромные $2,9 млрд, то есть в семь раз меньше, чем израильтяне. Хотя население Украины в несколько раз больше израильского.

Еще одно сравнение: прямые иностранные инвестиции из США в Израиль составляют (по данным Бюро экономических анализов Министерства торговли США) $45,91 млрд, а из США в Украину (по данным Госстата Украины) — $2,17 млрд, то есть в 20 раз меньше. На начало 2022 года соотношение было еще печальнее (для нас): в Израиле — $43,07 млрд американских инвестиций, а в Украине — $1,47 млрд, то есть почти в 30 раз меньше.

Эти цифры подтверждают, что для экономики США Израиль важен, а Украина — нет. И если экспорт-импорт мы не можем нарастить быстро, то стать привлекательными для американских инвесторов — могли бы, если бы захотели. Но достаточно почитать систематические жалобы Американской торговой палаты в Украине, чтобы понять, что мы имеем в глазах американских инвесторов крайне нелицеприятный имидж.

Казалось бы, сейчас, во время большой войны, мы должны были максимально облегчить приход в Украину американских инвестиций. Вместо этого официальная позиция Украины заключается в том, что как раз сейчас, во время большой войны, мы хотим американский бизнес в Украине доить по максимуму, потому что нам очень нужны деньги.

Спецпредставитель США Пенни Прицкер в конце июля, покидая свою должность, сформулировала четкое пожелание, что нужно для прихода в Украину американских инвесторов: сосредоточиться не на повышении налогов, а на реформе таможни и борьбе с серыми рынками. Это заявление Прицкер прозвучало, когда внутри украинской власти шли дискуссии о том, какие налоги повышать: военный сбор или НДС. Прицкер призвала не повышать никаких налогов, и что на это ответила украинская власть? Глава финансового комитета Верховной Рады Даниил Гетманцев на форуме "Бизнес и война" 2 октября заявил, что государство будет повышать и военный сбор, и НДС.

Если бы ряд крупных промышленных предприятий и инфраструктурных объектов в Харькове, Днепре, Запорожье, Херсоне, Николаеве, Одессе принадлежали американским инвесторам, наверное, они первые требовали бы от Белого дома дать Украине системы противовоздушной и противоракетной обороны и сбивать российские ракеты над украинскими городами. И это требование нашло бы поддержку и в американском обществе, и в американских медиа, и в обеих партиях, и в обеих палатах Конгресса, и в Белом доме.

Но это сложный путь. Он требует дел, а не слов.