Из Минска с любовью. Сколько продержится Станица Луганская без власти вообще
Очередное сентябрьское перемирие на Донбассе кроме заметного уменьшения количества обстрелов принесло и очередные проблемы, связанные с давлением западных партнеров и желанием политического руководства страны продемонстрировать намерение идти в фарватере минских договоренностей. Речь идет о франко-германской инициативе создания демилитаризованных зон. Сначала на крайне ограниченных площадках, а затем по всей линии соприкосновения.
Говорить о нужности такого шага не приходится - если мы ищем решение конфликта дипломатическими методами, как это провозглашается на всех уровнях, то такая демилитаризованная зона - неизбежный этап. И его проходили в ходе урегулирования нескольких конфликтов. Прежде всего, речь идет о бывшей Югославии. Однако в нашем случае есть существенное отличие - при создании подобных зон туда вводились вооруженные миротворцы ООН. Оставим за скобками эффективность подобного шага, но оно было заметно выше, чем предлагаемый вариант передачи этих территорий под контроль невооруженной (!) миссии ОБСЕ без всяческих гарантий со стороны "молодых республик" и России.
Тем более непонятна позиция украинских переговорщиков, которые после нескольких месяцев переговоров выбрали три возможные локации для создания подобных демилитаризованных зон. И если вопросов с Золотым и Петровским почти нет - первое уже давно желаемый Плотницким второй пункт пропуска граждан на украинскую территорию, а второе - весьма неплохой возможный плацдарм для ВСУ в Приазовье. То с третьим пунктом - Станица Луганская возникают очень большие вопросы. Захват и удержание этого населенного пункта на берегу Северского Донца с июля 2014 года является важной задачей для луганских бандформирований. А теперь по мирным соглашениям его фактически украинские военные передают "на блюдечке с голубой каемочкой". Ведь ни для кого не секрет что подобные перемирия в истории донбасской войны уже были и соблюдались максимум 3-4 месяца. И уже сейчас в прифронтовой зоне наблюдается массовое перемещение техники и личного состава боевиков.
И еще один не менее важный вопрос - подписывая бумаги в Минске кто-нибудь думал о людях? Ведь из трех зон только тут в ее пределах находится населенный пункт - массово разрушенный, но в нем живут люди. И если следовать букве соглашений, то тут не может быть никаких вооруженных формирований - даже милицейского типа. Однако никто не отменял бытового криминала, который на фоне насыщения прифронтовой зоны оружием, просто зашкаливает. Как жить людям без власти?
Похоже об этом подумали, только тогда, когда новость о "демилитаризации" части Донбасса прошла по всем мировым СМИ и все кто хотел поставили себе "галочку" в графе "миротворец". Первым об этом заговорил луганский губернатор Юрий Гарбуз, следом прокатились митинги местных жителей, которые протестовали против вывода украинских войск.
И вот 29 сентября свою версию развития ситуации вокруг Станицы Луганской высказала и главная "говорящая голова" Кабмина по проблемам оккупированных и прифронтовых территорий - заместитель министра по вопросам временно оккупированных территорий и ВПЛ Георгий Тука. Он заявил буквально следующее: "Я не знаю, каким образом будет происходить отвод в частности, например, в Станице Луганской. Я слышал... доклад спикера АТО, что в Станице была осуществлена попытка атаки ДРГ. Вполне возможно, что Станица будет исключена из этого перечня или перенесен срок".
При этом он свое мнение постарался выдать за действительность, говоря о том, что разведение сил не коснется подразделений Госпогранслужбы и МВД: "Во-первых, в минских договоренностях речь идет о том, что в зоне отвода будут отсутствовать населенные пункты, электростанции. Во-вторых, речь идет только о Вооруженных силах Украины, а не о пограничниках и подразделениях Министерства внутренних дел". И я так полагаю, что боевики и западные партнеры совсем не так трактуют понятие "демилитаризованная зона".
Тем более, что сепаратисты со страниц своих СМИ уже бодро рапортуют о подготовительных работах "по организации разведения сил и средств" в районе Станицы Луганская, "демонтажу блокпостов в этих районах и переносу их на оговоренное в Минских соглашениях расстояние".
То есть формально они как бы выполняют договоренности, но чего стоят такие с позволения сказать "шаги к мирной жизни" мы видели под Дебальцево зимой 2015 года, когда большой кусок украинской земли был потерян именно в результате таких вот как бы договоренностей и перемирия. И каких жертв стоили такие политические реверансы нашей армии...