Судьба баночника. Почему судья Чаус возвращается в Украину
Чаус, напомним, прославился не столько размером инкриминируемой ему взятки ($150 тыс. — сумма для наших "колядников" далеко не запредельная), сколько оригинальным способом сбережения "честно заработанных средств" - аккуратно сложенные денежные знаки американского производства Чаус хранил в герметично закрытой стеклянной банке. За это к служителю Фемиды намертво приклеилось прозвище судья-баночник.
Так вот, этот самый баночник сегодня утром был задержан в соседней Молдове по запросу украинской Генпрокуратуры. К тому же, если верить молдавским прокурорам, Чауса там никто не искал и не ловил, он сдался по собственной инициативе. Сейчас молдавские правоохранители решают вопрос передачи судьи в руки украинских коллег, обещая этот вопрос решить максимально оперативно.
То, что молдаване не станут прятать от Украины скандального судью - достаточно очевидно. Во-первых, Чаус не того полета птица, чтобы из-за него ссориться с соседями, а во-вторых, не так давно Украина без проволочек экстрадировала в Молдову бизнесмена Вячеслава Платона, которому инкриминируют махинации на куда более серьезную сумму, чем припрятанное в банке Чауса. Платон обвиняется в хищении из Сберегательного банка Молдовы около миллиона долларов и сейчас сидит за это в молдавской тюрьме. Так что молдаване просто вынуждены передать баночника на родину в максимально сжатые сроки и из чувства благодарности за Платона, и потому что прятать украинского судью им совсем ни к чему.
И пока молдаване выполняют все формальные процедуры, самое время пофантазировать, что же может ждать Чауса в Украине. А тут все далеко не однозначно.
С одной стороны, судья-баночник должен сесть в тюрьму, чтобы как минимум проиллюстрировать эффективность борьбы с коррупцией в Украине и стать примером для других украинских судей, которые, несмотря на военную ситуацию в стране, любят принимать иногда очень "нестандартные" решения.
С доказательной базой у следствия, по идее, проблем быть не должно. Чауса, как известно, взяли на горячем при получении взятки за переквалификацию дела пожилой торговки наркотическими веществами на более мягкую статью, предполагающую условный срок. И за все это судье Чаусу светит от 8 до 12 лет лишения свободы с конфискацией всех оставшихся банок с "нажитым непосильным трудом". Не в пользу Чауса и то, что, кроме банок с накоплениями, у него нет сколько-нибудь влиятельных покровителей и в качестве показательной жертвы борьбы с коррупцией в судебном корпусе он очень даже подходит.
Но, если посмотреть на дело баночника с другой стороны, то его перспективы сесть на десяток лет не такие уж и безальтернативные. Более того, посадка судьи-коррупционера или другого высокопоставленного господина (даже пойманного на горячем) в нашей стране событие крайне редкое. Из громких дел вспоминается разве что "колядник" Игорь Зварич, отсидевший в целом за неудачные колядки около семи лет, но он скорее исключение, чем правило. Тогда дело Зварича было под особым контролем и журналистов, и общественности, и лично президента, что и гарантировало любителю украинских традиций неотвратимость наказания.
Примеров же, когда подобные Зваричу и Чаусу персонажи выходили сухими из воды, куда больше. Из недавнего можно вспомнить, например, "бриллиантовых прокуроров" Владимира Шапакина и Александра Корнийца, которые были задержаны при получении взятки в 3 млн грн, а уже при обыске в их кабинетах было обнаружены просто несметные сокровища, в том числе бриллианты. Однако это громкое в 2015 г. дело медленно, но уверенно разваливается просто на наших глазах. Сначала прокуроров отпустили под залог, потом с их имущества сняли арест, а потом начался долгий и нудный судебный процесс, который постоянно переносят, и сегодня все выглядит так, что дело будет по-тихому замято.
Еще один аналогичный пример - арест в прямом эфире украинских телеканалов, прямо на заседании правительства главы Госслужбы по вопросам чрезвычайных ситуаций Сергея Бочковского и его заместителя Василия Стоецкого, которых обвиняют в разворовывании госсредств на госзакупках. Далее все проходило по уже знакомому сценарию - Бочковского и Стоевского освободили под залог, в ноябре 2015-го дело передали в суд, и с тех пор тянется судебное следствие, конца которому пока не видно. Не нужно говорить, что о Бочковском и его заместителе СМИ вспоминают крайне нечасто, а общественность почти забыла.
Еще одна аналогичная история произошла с главой Госслужбы занятости Ярославом Кашубой, который был задержан в сентябре 2015 г. при получении взятки в 622 тыс. грн. Но буквально через неделю он был освобожден под залог, шум в СМИ утих, и дело заглохло, даже не дойдя до суда. Сейчас, если кто и вспоминает Кашубу, то лишь его адвокаты, которые иногда появляются в СМИ с рассказами, как их честнейший подзащитный стал жертвой коварного заговора.
Пользуясь такими нехитрыми аналогиями, легко предвидеть и дальнейшую судьбу Чауса. По возвращению в Украину судья-баночник, которому суд уже успел заочно установить меру пресечения в виде ареста, будет под присмотром телекамер помещен в СИЗО. Правда, крайне маловероятно, что там он надолго задержится, поскольку выйдет из камеры сразу же после того, как за него внесут также заочно установленный судом залог в 3,7 млн грн. Такая сумма для наших честнейших судей никак не выглядит неподъемной. Далее перед Чаусом будут открыты все дороги. Он сможет либо снова сбежать, но на этот раз в Россию, которая его уже точно Украине не выдаст, либо "решать вопросы", оставаясь на родине, благо прецедентов успешного решения аналогичных вопросов у нас более чем достаточно. СМИ и общественность о Чаусе достаточно быстро забудут, как забыли о "бриллиантовых прокурорах", Бочковском и Кашубе, и дело можно будет сливать по-тихому.
О том, какой из обрисованных вариантов судьбы баночника в конце концов победит, сейчас можно только гадать, но, учитывая, что Чаус сдался молдавской прокуратуре по собственной воле, вариант, что дело уже пообещали слить, выглядит наиболее вероятным.