Дать по шапке. Почему силовики взялись за проросийских олигархов
Похоже, призыв президента Украины Петра Порошенко к новым и старым правоохранительным органам "делать общее дело" понемногу сбывается.
Титанические усилия
На этой неделе под залог в 5,8 млн грн из СИЗО выпущен генеральный директор ООО "Запорожский титано-магниевый комбинат" Владимир Сивак. Топ-менеджер комбината был задержан детективами Национального антикоррупционного бюро 23 сентября по подозрению в растрате 492 млн грн.
Самое интересное в этой истории то, что арест пришелся на самый разгар подготовки комбината к приватизации. За несколько дней до описанных событий управляющий директор Group DF Борис Краснянский заявил, что эта управляющая компания Дмитрия Фирташа заинтересована в приватизации ЗТМК. "Мы понимаем его бизнес, ЗТМК в нашем оперативном управлении, хотя находится в совместной собственности. Мы имеем первоочередное право (на выкуп госдоли -ред.) и, безусловно, воспользуемся им", - сказал он.
Непосредственно на ЗТМК интересы Дмитрия Фирташа с 2010 года представляет Владимир Сивак. К тому времени уже был сформирован титановый холдинг, благодаря контролю над сырьевой базой - двумя горно-обогатительными комбинатами, а также перерабатывающим мощностям "Крымского титана" и ЗТМК.
Но вдруг с 2015 года в этом процессе вдруг активно проявила себя государственная "Объединенная горно-химическая компания", которой достались 51% ЗТМК, а также два титановых ГОКа. Учитывая карьерный путь руководителей этого объединения, а также возникшие связи с компаниями по поставке и реализации, ОГХК связали с Николаем Мартыненко. Козырем патрона ЗТМК считался админресурс, который в нужное время удавалось мобилизовать за счет давних связей в столице.
Но это преимущество удалось компенсировать за счет финансового рычага. Для этого понадобилось жестко "заякорить" ЗТМК на Group DF. Для этого, одна из компаний этой группы, кипрская компания Tolexis Trading Limited после выигранного конкурса на приватизации 49% комбината, перечислила ему 880 млн грн. После чего генеральный директор Владимир Сивак направил часть средств - те самые 492 млн грн - на погашения долгов комбината. Казалось благородное дело, но его несколько омрачало даже не то, что в список счастливых кредиторов попали банк "Надра" и еще пара компаний, связанных с основателем Group DF, а то, что после такой операции разрозненные ранее долги ЗТМК оказались консолидированными за компанией Tolexis Trading Limited. Якобы, по правилам приватизации, погашать долги "киприотам" следовало напрямую, а не через комбинат.
И этот нюанс был задействован, как только заявление Бориса Краснянского нарушило баланс сил двух групп на ЗТМК. В финансовом плане ОГХК тягаться не мог, ведь финансовые потоки и ГОКов и подконтрольной им части ЗТМК в последнее время обмелели как из-за кризиса, так и из-за ухудшения технического состояния. Например, запорожское предприятие работает на треть своих возможностей. И когда стало очевидно, что "Боливар не вынесет двоих", в ситуацию вмешались детективы НАБУ - и так уж получилось, что не на стороне Дмитрия Фирташа.
Слишком долго плавал
В это же время на судостроительных предприятиях, принадлежащих Вадиму Новинскому, следователи Генеральной прокуратуры и СБУ проводили очередные обыски и очередные изъятия документов - всего состоялось уже 23 таких мероприятия. На прошлой неделе правоохранители побывали как в офисе самого народного депутата и владельца заводов, так и на самих предприятиях в Николаевской и Днепропетровской областях. Уже не первый месяц ГПУ пытается разобраться в запутанной истории банкротства николаевского судостроительного завода "Океан" - ранее обыски проводили на Херсонском судостроительном заводе. По мнению прокуратуры, ущерб, причиненный в ходе банкротства, оценивается в 1,5 млрд грн.
В этом случае активность следователей совпала с заявлением в конце августа ликвидатора "Океана" Ирины Сербиной, когда она объявила о том, что "в ближайшие дни может быть принято решение о продаже НСЗ "Океан" как целостного имущественного комплекса - с сохранением профиля деятельности предприятия". Более того, по ее словам николаевским заводом уже интересуются мировые судостроительные холдинги, которым завод нужен для производства и ремонта судов разного класса.