Диктаторская судебная реформа. Накажет ли ЕС Зеленского отменой безвиза для украинцев

Запад склонен расценивать подрыв независимости Верховного суда как установление диктатуры. Поэтому Киев рискует лишиться западной поддержки, включая и финансовую
Фото: УНИАН

Венецианская комиссия (ВК) 9 декабря обнародовала официальное заключение о новой судебной реформе в Украине. Имеется в виду закон №193-IX "О внесении изменений в Закон Украины "О судоустройстве и статусе судей" и некоторых законах Украины относительно деятельности органов судейского управления", который был принят в исключительной спешке, без согласования с ВК.

Он был инициирован Владимиром Зеленским 29 августа (в первый же день работы новой Верховной Рады), проголосован в первом чтении 12 сентября и окончательно — 16 октября, удостоился президентской подписи 4 ноября и вступил в силу 7 ноября. Хотя Зе-команда не поставила ВК в известность об этой законодательной инициативе, но 4 октября комиссия сообщила, что ее мнение о новой судебной реформе в Украине запросил Мониторинговый комитет ПАСЕ. И вот теперь она свое мнение сформулировала.

Главная претензия

Можно было бы спорить о том, какие положения этого 16-страничного документа, принятого в Венеции, являются главными, но ответ уже дала сама ВК. В своем пресс-релизе она сформулировала суть своего заключения в одной фразе, вынесенной в заголовок: "Недавние законодательные изменения в судебной системе в Украине угрожают стабильности и независимости системы".

Стоит сразу подчеркнуть, что обвинение в подрыве независимости судебной системы очень сильное. Фактически это обвинение в установлении диктатуры, ибо без независимых судов демократия невозможна.

Прежде всего ВК обеспокоена тем, что в Украине лишается независимости Верховный суд. В своих выводах ВК поясняет: "Стабильность судебной системы и ее независимость тесно взаимосвязаны. Доверие граждан к судебной власти может расти только в рамках стабильной конституционной и законодательной базы". Однако, говорит ВК, после предыдущей судебной реформы, которая стартовала в 2015 г., закон №193-IX вносит ряд новых радикальных изменений в судебную систему Украины.

Отмечая, что закон №193-IX "был принят по очень быстрой процедуре, без достаточного учета мнения всех соответствующих заинтересованных сторон", ВК "глубоко обеспокоена тем, что закон может привести к серьезным изменениям в составе Верховного суда после смены политического большинства. Верховный суд был всесторонне реформирован на основе законодательства, принятого предыдущей Верховной Радой. Повторение этого после выборов посылает сообщение как судьям, так и широкой общественности, что от воли соответствующего большинства в парламенте зависит, могут ли судьи Верховного суда оставаться на своем посту или нет. Это явная угроза их независимости и роли судебной власти в свете статьи 6 Европейской конвенции о правах человека".

Словно опасаясь, что до нынешней украинской власти не дойдет с первого раза, ВК дальше растолковала еще раз: "Очевидно, что для независимости судей опасно создавать у судей и широкой общественности впечатление, что после выборов только по усмотрению вновь избранных политических органов государства могут оставаться действующие судьи на своих местах или нет. Поэтому следует избегать любой связи между судебной властью и избирательным сроком президента и парламента".

Ключевое требование

Новая судебная реформа уже стартовала. Со дня вступления в силу закона №193-IX прекращены полномочия членов Высшей квалификационной комиссии судей Украины (ВККСУ). Высший совет правосудия в течение 90 дней, то есть до 5 февраля, должен успеть провести конкурс и по его результатам сформировать новый состав ВККСУ. Далее наступит черед Верховного суда. Сейчас в нем 193 судьи (по закону должно было быть не более 200), однако новый закон требует оставить не более 100. Отобрать этих счастливчиков, которые устраивают Зе-команду, должна ВККСУ в течение двух месяцев со дня формирования ее нового состава, то есть не позже 5 апреля.

Венецианская комиссия категорически протестует против этого. В своих рекомендациях Киеву она настаивает: "Положение о сокращении числа судей Верховного суда до 100 фактически означает повторную проверку и должно быть отменено. Проверка всех судей Верховного суда, когда есть сомнения в честности лишь некоторых из них, явно не оправданна". ВК говорит, что если уж так хочется сократить число верховных судей, то эта цель может быть достигнута на более позднем этапе и притом постепенно — "путем естественного сокращения (выхода на пенсию) или добровольных переводов".

Наказание за ослушание

Фактически у Зе-команды осталось менее двух месяцев, чтобы выполнить это требование. Ибо потом, когда уже будет запущена процедура повторной проверки верховных судей, остановить этот процесс будет гораздо сложнее. Но в любом случае к началу апреля будет ясно, последовал ли Киев рекомендации ВК и оставил Верховный суд в покое или же, наоборот, вопреки мнению ВК сократил число верховных судей вдвое.

Как раз в начале апреля ожидается новая встреча нормандской четверки, на которой будет решаться судьба ОРДЛО. На первый взгляд, тема этой встречи бесконечно далека от темы судебной реформы в Украине. Однако на самом деле наглое игнорирование Киевом рекомендаций ВК может лишить его западной поддержки и существенно ослабить его позиции, в том числе и на переговорах в нормандском формате.

Опасность эта тем более серьезна, что, как уже подчеркивалось, Запад склонен расценивать подрыв независимости Верховного суда как установление диктатуры. Причем об этом Зе-команду предупредили заранее. 15 октября, накануне второго чтения законопроекта о новой судебной реформе, послы ЕС, Германии, Великобритании и Канады обратились к спикеру Верховной Рады Дмитрию Разумкову с письмом, в котором раскритиковали планируемый повторный отбор верховных судей. В конце письма послы заявили: "Мы также рекомендуем вам сотрудничать с Венецианской комиссией для полного обеспечения соответствия закона нашим общим ценностям".

То есть Киев уже самым дерзким образом продемонстрировал Западу пренебрежение общими ценностями. Если Зе-команда вновь проигнорирует настоятельные советы Запада в таком ключевом вопросе, как независимость судебной системы, то она рискует нарваться на ответные меры.

Эти ответные меры могут быть самыми разными. Но в любом варианте они будут болезненны для Украины.

Например, Германия и Франция могут воспользоваться сложившейся ситуацией для давления на Зеленского, чтобы принудить его к уступкам Путину. Дескать, хочешь, чтобы мы закрыли глаза на твою судебную реформу, тогда договаривайся поскорее с Кремлем.

Другой вариант — те же Германия и Франция вместе с рядом других стран ЕС умоют руки и оставят Украину один на один с Кремлем. Наверное, об этом не будет объявлено прямо. Просто однажды СМИ сообщат, что санкции ЕС, которые были введены за агрессию РФ на Донбассе, не продлены, так как внутри ЕС по этому вопросу уже нет консенсуса.

Нельзя исключать и такую изощренную месть, как прекращение Евросоюзом лет на пять безвиза для украинцев. Нам скажут: своей судебной реформой вы нарушили взятые на себя обязательства, все претензии направляйте своей власти.

Наконец, ответка от Запада может прийти в финансовой сфере. В частности, могут быть прекращены любые кредитные программы для Украины и даже переговоры о них. Допустим, сегодня это кажется нестрашным, ибо Зе-команде пока удается обходиться без кредитов МВФ благодаря выстраиванию пирамиды ОВГЗ. Но что будет завтра, когда эта пирамида рухнет, а налоговые поступления резко сократятся вследствие новой волны мирового кризиса, которая уже накрывает украинскую металлургию? Случится именно то, что еще несколько месяцев назад радостно напророчил Игорь Коломойский: дефолт. Причем случится он на ровном месте — всего лишь из-за того, что Зе-команде захотелось получить ручной Верховный суд.

В этой ситуации хуже всего будет то, что отыграть назад ничего будет нельзя. МВФ не будет выставлять требование: вернуть уволенных верховных судей. Он просто перестанет иметь с нами дело. А западные инвесторы получат сигнал о том, что крайне рискованно вести бизнес в стране, где судебная система полностью подконтрольна президенту и благодаря этому созданы идеальные условия для коррупции.