Швейцарская математика. Почему Зеленский оставил в своей формуле мира три пункта из десяти
Можно придумать множество глупых версий. Например, что это якобы результат секретных торгов между Киевом и Москвой. Однако конспирология тут излишня
По случаю пятилетия своего президентства Владимир Зеленский дал 20 мая два больших интервью: газете The New York Times и агентству Reuters. В них не прозвучало ничего неожиданного, за исключением одной новости.
В обоих интервью Зеленский рассказал о сокращении своей формулы мира для саммита в Швейцарии всего лишь до трех пунктов из 10. Это радиационная и ядерная безопасность; продовольственная безопасность; освобождение пленных и депортированных лиц.
Остальные семь пунктов, включая пункт о выводе российских войск с территории Украины, отложены на "потом". Причем на далекое "потом".
Что ожидалось раньше
Свою формулу мира Зеленский озвучил полтора года назад в обращении к участникам саммита "Большой двадцатки" 15 ноября 2022 г. В ней десять пунктов. Они подробно изложены в восьмистраничном документе на сайте президента, мы перечислим только их названия:
- Радиационная и ядерная безопасность
- Продовольственная безопасность
- Энергетическая безопасность
- Освобождение пленных и депортированных лиц
- Восстановление территориальной целостности Украины
- Выведение российских войск и прекращение боевых действий
- Восстановление справедливости
- Экологическая безопасность
- Недопущение эскалации войны и повторения агрессии
- Подтверждение окончания войны
Банковая надеялась, что эта формула мира будет одобрена на Саммите мира для Украины 15-16 июня в Бюргенштоке в Швейцарии. Своими ожиданиями Зеленский поделился с украинцами 6 мая. Справедливый мир, подчеркнул он, возможен только при условии, что мировое большинство приобщится к установлению мира и принудит к миру Россию — заставит ее признавать базовые правила нормального сосуществования народов.
"Никто не имеет и не должен обладать привилегией навязывать что-то другим народам. Тем более навязывать насилием. Все одинаково важны, и каждый народ одинаково заслуживает уважения. Именно в этом наша формула мира, она выгодна каждому народу, и Саммит мира дает возможность не на словах, а реально показать, кто действительно за равноправие в мире", — резюмировал он.
Такие же ожидания озвучил секретарь СНБО Александр Литвиненко в видеообращении к участникам форума "НАТО 2024 и Арктическая Европа", который стартовал 20 мая в Финляндии. "Украина ясно осознает, что война закончится переговорами. Для этого была подготовлена и продвигается формула мира президента Зеленского. Наша позиция очень проста, и убежден, она будет поддержана участниками Саммита мира в Швейцарии в июне 2024 года", — заявил он.
По-видимому, это обращение было записано неделей раньше (там говорится о боях в Донецкой и Запорожской областях, но не упомянуто российское наступление на севере Харьковщины). А после этого планы Банковой существенно изменились.
Что ожидается теперь
Первым свидетельством снижения ожиданий стало сообщение Офиса президента 13 мая о беседе Андрея Ермака с сыном миллиардера-филантропа Джорджа Сороса.
"Руководитель Офиса главы государства проинформировал Александра Сороса об активной подготовке к Глобальному саммиту мира, который состоится в Швейцарии 15–16 июня. Также он рассказал об Украинской формуле мира, которую наша страна стремится вынести на рассмотрение лидеров государств и международных организаций. Речь идет о безопасности в Черном и Азовском морях, обеспечении экспорта из Украины, ядерной безопасности и особенно — возвращении пленных и незаконно депортированных украинских детей", — сообщил ОП и процитировал Ермака: "Эти вопросы приоритетны не только для нас, ведь речь идет о продовольственной и ядерной безопасности, возвращении граждан, детей".
То есть из десяти пунктов формулы мира Зеленского у Ермака остались только три: первый, второй и четвертый. Конечно, это могло объясняться спецификой собеседника Ермака: возможно, остальные семь пунктов его попросту не интересовали.
Чтобы делать какие-то выводы, нужно было дождаться публичных заявлений Зеленского. И 20 мая в двух интервью Зеленский озвучил то же самое, что и Ермак неделей ранее.
"В мирном саммите примет участие большое количество стран. Очень важно решить три пункта, которые могут объединить все страны мира", — рассказал Зеленский журналистам NYT. Это продовольственная безопасность, ядерная безопасность и обмен военнопленных "всех на всех", а также возвращение депортированных детей.
"Если мы поддержим решение всех трех кризисов по отдельности, ответственные страны соберутся на техническом уровне и разработают план, который мы поддержим. Я считаю, что если мы разработаем детальный план по решению этих трех пунктов, его нужно будет передать представителям Российской Федерации. А когда они увидят, что, например, 60, 80, 100 стран считают, что это справедливый план, что ж, тогда и посмотрим, хочет ли Россия положить конец войне. И мы увидим, хочет ли мир, чтобы война закончилась на справедливых условиях, а не на тех, которые видит человек в Кремле", — сформулировал Зеленский свои теперешние ожидания.
То же самое, только еще более четко, он сказал в интервью Reuters. "На саммите будут рассматриваться три пункта: ядерная безопасность, продовольственная безопасность (свободное судоходство в Черном и Азовском морях), возвращение украденных детей Украины и обмен всех на всех". По этим трем пунктам, если все страны их поддержат, разработают технические пошаговые планы, и затем на разных площадках разные страны передадут их России и будут общаться с ее представителями", — анонсировал Зеленский.
России, по его словам, тогда придется отвечать большинству мира. "Если мы сможем довести до логического выполнения этих трех пунктов, то мы сможем переходить ко второй части — сложным пунктам, которые смогут привести к окончанию войны. Никто не говорит, что завтра Россия согласится, но важно, чтобы инициатива была у нас", — пояснил он.
Почему ожидания снизились
Итак, "сложные пункты, которые смогут привести к окончанию войны", отложены на неопределенный срок. Сначала будут подготовлены "технические пошаговые планы" выполнения трех более простых пунктов. Эти планы будут переданы России. И если Путин их выполнит, тогда наступит очередь остальных семи пунктов.
Конечно, это говорит о том, что ожидания от саммита стали намного скромнее. Этот важный перелом случился в промежутке между 6 и 13 мая. Можно придумать множество глупых версий. Например: Банковую напугал Путин новыми ядерными угрозами и повторным наступлением на севере Харьковщины. Или: это все "происки Сороса". Или: "Запад нас предал". Или: это якобы результат секретных торгов между Киевом и Москвой.
Однако конспирология тут излишня. Скорее, в двери Банковой постучала реальность. И ее приняли.
Конференция высокого уровня о мире в Украине (так официально называется саммит в Бюргенштоке) — это, образно говоря, танец, который танцуют вчетвером. Первые два танцора — это Украина как инициатор и Швейцария как организатор саммита. Третий танцор — это западные партнеры (в том числе, вероятно, и Сорос), которые помогают Банковой сделать саммит как можно более представительным. А четвертый танцор — это Глобальный юг. Без его участия саммит потерял бы смысл.
Банковая изначально имела завышенные ожидания. На пресс-конференции в Киеве 25 февраля Зеленский подчеркнул, что на саммите будет обсуждаться только украинская формула мира: "Мы не хотим, чтобы нам навязывали какие-либо форматы переговоров, какие-либо формулы мира страны, которые сегодня не здесь, не в войне. Очень важно, что инициатива может исходить только от Украины".
Однако швейцарские организаторы решили иначе. "На Конференции все присутствующие государства должны иметь возможность внести свои идеи и предложения для справедливого и прочного мира в Украине", — сообщил 2 мая МИД Швейцарии. По его словам, "Конференция будет опираться на дискуссии последних нескольких месяцев, в частности, на украинскую формулу мира и другие мирные предложения, основанные на Уставе ООН и основных принципах международного права".
Позиция организаторов понятна: они заботятся о своем имидже и потому, конечно, не хотят, чтобы конференция сорвалась. Они понимают, что трудно завлечь в Бюргеншток лидеров стран Глобального юга, если требовать от них, чтобы они два дня обсуждали только идеи Зеленского. Наверное, у них есть и свои идеи.
Но если обсуждать разные идеи, то итоги саммита могут оказаться не совсем теми, на которые рассчитывала Банковая, когда выдвигала эту инициативу. В итоговый документ могли бы войти требования не только к России, но и к Украине. Например, требование побыстрее прекратить огонь и заняться тем, чем, по мнению Глобального юга, Украина должна заниматься: выращивать зерно для Глобального юга.
То есть Банковая оказалась перед выбором между двумя плохими позициями: или саммит будет проигнорирован лидерами стран Глобального юга, или саммит примет документ, малополезный или даже вредный для Украины. Оба варианта, конечно, были бы очень выгодны для России как на дипломатическом, так и на пропагандистском фронте.
Вероятно, поэтому пришлось срочно придумывать третий вариант: обрезать формулу мира до трех пунктов. Один из них — продовольственная безопасность — это, собственно, главная приманка для Глобального юга.
Тема радиационной и ядерной опасности — это, наоборот, главная страшилка для Глобального юга. Даже если там надеются, что радиационное облако до них не дойдет, но их не может не беспокоить перспектива радиоактивного заражения земель, на которых выращивается зерно для Глобального юга. "Это будет риск для всех. Шесть реакторов. Это как шесть Чернобылей", — описал Зеленский в NYT перспективу взрыва на оккупированной Запорожской АЭС.
А пункт о пленных и детях, как пояснил Зеленский, "является гуманитарным". То есть расчет на то, что участникам саммита будет неловко проигнорировать эту проблему и они, чтобы выглядеть непревзойденными гуманистами и миротворцами, попросят Путина обменять пленных и вернуть украденных детей. Если мы получим положительный результат по этому пункту — можно будет смело сказать, что саммит прошел не зря.