Классовые враги. Почему ГФС блокирует электронную отчетность предпринимателей

Несмотря на призывы премьера Владимира Гройсмана содействовать бизнесу, столичные налоговики не брезгуют старыми методами для заработка
Фото: dniprograd.org

В конце прошлого года десятки, если не сотни столичных предпринимателей получили из районных налоговых инспекций уведомления, скроенные по одному шаблону. В них бизнесменам "с целью усовершенствования информационного обмена в электронной форме" предлагалось со всеми документами срочно прибыть в налоговую инспекцию с целью заключения "дополнительного соглашения к договору о признании электронных документов" (проект соглашения прилагался). Большинство предпринимателей, не особо вдаваясь в детали и, видимо, не желая лишний раз ссориться с налоговиками, пришли и подписали. И тем самым, как оказалось, сами себя подставили. Особый размах "эпидемия" приобрела в Печерском районе столицы. Например, 18 января в помещении Печерской ГНИ ДС общалась с полутора десятком предпринимателей, которые пришли туда с единственным вопросом: по какой причине им отключили подачу электронной отчетности и тем самым заблокировали работу? С большой долей определенности ответим: они стали жертвами элементарного развода.

Необходимые пояснения

В Украине широкий размах получила подача налоговой отчетности в электронном виде. В самом деле гораздо удобнее отчитаться о выплаченной зарплате, зарегистрировать налоговые накладные онлайн, нежели томиться в очередях (к слову, в центрах обслуживания плательщиков при налоговых инспекциях очередей практически нет; это удобно и фискалам). Электронный документоборот регулируется договором о признании электронных документов. Его Типовая форма содержится в специальной Инструкции, утвержденной приказом еще ГНАУ №233 от 10.04.08 г. Эта Инструкция также предусматривает всего два четких основания для одностороннего (со стороны налоговиков) прекращения таких договоров: в случае непредоставления плательщиком налогов нового усиленного сертификата (сертификатов) открытого ключа вместо отмененного и при смене предприятием места регистрации.

Есть мнение, что это не нравится налоговикам, которые не имеют возможности с помощью электронной отчетности немного "заработать" на предпринимателях. Поэтому фискалы пускаются во все тяжкие, чтобы изобрести дополнительные и непредусмотренные законодательством способы остановить действие таких договоров.

Со всеми вытекающим из этого последствиями. К слову, в Украине уже появился рынок услуг по возобновлению электронных договоров; видимо, это делается не без помощи самих фискалов, которые могут заработать на этом "трудовые" копейки. Предложение о заключении дополнительного соглашения - один из таких способов и, отметим, не единственный.

Старые схемы

Проект "соглашения", предлагаемый для подписания фискалами, направлен на то, чтобы урегулировать "спорные вопросы" (этот термин тоже, кстати, не предусмотрен законодательством), возникающие при подачи электронной отчетности. В типовом договоре говорится о том, что в случае возникновения этих самых вопросов одна сторона отправляет другой уведомление с обоснованием причин и реквизитов электронного документа. И все.

В проекте же "соглашения" говорится, что в этом случае налоговая инспекция дополнительно, цитируем, "сообщает плательщику налогов о временной остановке действия этого договора до урегулирования соответствующих спорных вопросов (разрешения спора)". Таким образом, налоговики навязывают налогоплательщикам еще одно основание для блокирования подачи электронной отчетности. И при этом как бы его легализуют, ведь, по общему правилу, законным является то, что не противоречит нормам законов и нормативно-правовых актов, а также договоров. Налогоплательщик же, подписывая "дополнительное соглашение" к типовому договору, попадает в ярмо к налоговикам, которые под предлогом выяснения "спорных вопросов" и с целью выбить некие пояснения по этому поводу практически парализуют бизнес.

Тем же предпринимателям, которые распознают подвох (как правило, с помощью юристов, недаром налоговый развод применяется к наименее защищенной категории мелких бизнесменов - точно также, как при "мониторинге" выплаты минимальной зарплаты в 3200 грн ), налоговики опять-таки блокируют действие договора, принуждая тем самым подписать это самое дополнительное соглашение.

ДС побывала на заседании рабочей группы в Печерской ГНИ, где как раз рассматривалось "дело" компании, отказавшейся подписывать "соглашение". В отместку фискалы фактически заблокировали ей возможность регистрировать налоговые накладные в рамках имеющегося договора. Для того, чтобы разговор получился более предметным, защитники предпринимателей пригласили инспектора Совета бизнес-омбудсмена (СБО) Александра Хоменко. Дело в том, что в конце прошлого года СБО, реагируя на жалобу предприятия, зарегистрированного опят же в Печерском районе, обратило внимание налоговиков на навязывание неправомерного "дополнительного соглашения". В течение одного дня налоговики в абсолютно схожей ситуации вынуждены были отказаться от своих претензий.

И на этот раз 12 представителей структурных подразделений налоговой инспекции во главе с врио первого заместителя председателя ГНИ Кириллом Нечипоруком так и не смогли пояснить, по какой причине предприятию остановлено действие договора о признании электронных налоговых документов. Правда, издалека показали на листе бумаги некий "алгоритм действий", который, по их версии, предусматривает именно такую меру. На следующий день разговор продолжился в Главном управлении ГФС в г.Киеве. Его начальник Людмила Демченко, как нам кажется, поняла,
что необходимость предоставления пояснений и документов по электронным налоговым документам ни в коем случае не может отменять право налогоплательщиков по подаче электронных документов. Ведь такое условие является абсолютно незаконным, как и "дополнительные соглашения". В тот же день действие договора предприятию было возобновлено.

Можно сказать, что отдельно взятому налогоплательщику крупно повезло. Не понятно, как быть другим предприятиям Печерского района, которые в конце года с подачи налоговиков подкорректировали свои договора, а теперь для дачи пояснений по "спорным вопросам" фискалы их заблокировали? Уместно вспомнить, что в практике общения бизнеса и налоговиков такие случаи уже были. В 2015 г. председатель ГФС Роман Насиров, реагируя на сообщение СБО в письме №15830/6/99-9918-07-01-15 от 28.07.15 г., предупредил, что будет привлекать к ответственности руководителей налоговых инспекций за самодеятельность по расширенному толкованию договоров о признании электронных документов. Выходит, у фискалов память коротка? Или они действительно превратились в "классовых врагов" предпринимателей, которым, по словам премьера, необходимо "объявить войну"?