Сетевой Оракул. Когда украинцы согласятся на амнистию сепаратистов
У нас много говорят об использовании хорватского опыта деоккупации. Забывая, что хорваты не только освободили от сербских силовиков свою территорию, но и пошли на весьма непопулярные шаги — амнистию и обязательство прозрачно расследовать военные преступления как сербов, так и хорватов. Закон о всеобщей амнистии, принятый 21 год назад при участии западных посредников, может стать прототипом для украинского закона. Пусть не завтра и не послезавтра, но рано или поздно мир наступит, и к нему надо готовиться уже сегодня. Хорватский закон предоставил амнистию виновным в преступных действиях, совершенных в ходе агрессии, вооруженного восстания или вооруженных конфликтов, кроме военных преступлений и преступлений против человечества, а также "обычных" уголовных злодеяний. Если их опыт перенести на нашу почву, то под амнистию попадут организаторы двух референдумов, члены комиссий, начальники нижнего и среднего звена вроде директоров детских садов и руководителей ЖЭКов, предприниматели, платившие налоги сепаратистам, и т. д. На прощение могут рассчитывать даже личности вроде минских переговорщиков Дениса Пушилина и Владислава Дейнего. Под определение "военные преступники" попадут только боевики, их командиры и вожди ЛДНР.
Готова ли Украина к амнистии по хорватским лекалам? Ответ, думаем, понятен. Потому разговоры об этом опыте лучше прекратить. Во-первых, хорваты и сербы, несмотря на языковую близость, являются разными народами, у них разные конфессии и разная историческая память. Особенно о событиях Второй мировой, на полях которой сербские "четники" и хорватские "усташи" были непримиримыми врагами. Во-вторых, влияние сербской пропаганды даже близко нельзя сравнивать с той гибридной российской информационной атакой, которой ежеминутно подвергаются наши граждане, особенно проживающие на оккупированных территориях. И, в-третьих, Сербскую Краину под давлением исторических обстоятельств покинули местные пассионарии, а оставшееся население отказалось от сопротивления. Сегодня в Хорватии живет немногим больше 4% сербов, и никто не ущемляет их культурные и религиозные права.
В отличие от этнически разных хорватов и сербов украинцы, проживающие на временно оккупированных территориях Донбасса, практически ничем не отличаются от остальных украинцев. В том числе ни языком, ни религией. Все нынешние кажущиеся отличия обусловлены факторами пропаганды.
Из России нам подбрасывают вариант примирения "понять и простить": мы же братья, мы один народ и т. д. Главными рупорами этой идеологии в Украине выступают Надежда Савченко и "оппоблоковцы". Сложно сказать, каков процент поддержки внутри Украины выгодной Москве версии мира, но такие люди, безусловно, есть. Пока это не является масштабной проблемой, но если вовремя не откорректировать примиренческий дискурс в выгодную нашей стране сторону, мы можем получить ситуацию, когда любое адекватное предложение официальных властей будет восприниматься в штыки. Это хорошо видно на примере законов по Донбассу — оппозиции с ее дымовыми шашками удалось посеять в сознании части украинцев зерна зрады. В смысл статей закона вчитаются единицы, а тысячи поверят популистам.
Если наша власть серьезно настроена вернуть оккупированный Донбасс и его жителей, тогда уже сегодня необходим пошаговый план, как это делать. Мы сейчас не о военных стратегиях и не о дипломатических тактиках. Речь о том, как приучить людей снова думать о мире. Это очень сложно, но не мы первыми проходим подобные этапы в истории. Мирить украинцев должна не власть сверху, да у нее и не получится по причине недостаточного доверия граждан, но она обязана предлагать варианты, вносить эту тему в повестку дня СМИ, экспертной среды. Нужно мягко готовить украинцев к завтрашнему миру. Для чего следует учитывать допущенные ошибки. Как с теми же законами по Донбассу.
Об этой инициативе много говорили, но все больше кормили слухами. И потом проект закона очень быстро внесли в парламент и нахрапом решили принять. Но если поджимали сроки — встреча по украинскому вопросу Курта Волкера с Владиславом Сурковым состоится сегодня, — то почему документ не появился в Раде хотя бы в конце сентября? С сопутствующей информационной подготовкой и разъяснительной работой.
Подбор вариантов дискурса о примирении должен идти методом проб и ошибок — от инициатив снизу, от общественных организаций, церквей до круглых столов и конференций, к участию в которых нужно приглашать людей "оттуда". Не для того, чтобы "понять и простить", а чтобы для начала хотя бы услышать.