Сетевой Оракул. Смогут ли "письма счастья" вразумить елен зайцевых
У Елены Зайцевой, виновницы трагедии в Харькове, которая, по данным прокуратуры, накануне аварии употребляла опиаты, защитники в соцсетях объявились раньше, чем адвокат. Они делятся на две группы - критики новой полиции и знатоки, уверяющие, что девушка сама стала жертвой, поскольку в ее Lexus въехал Volkswagen Touareg. Правда, подобные посты больше смахивали на преднамеренную провокацию публики. Что же касается критиков полиции, то все в итоге сводилось к тому, что надо вернуть ГАИ. Как будто при гаишниках мажоры нагло не нарушали ПДД.
Звучали и конструктивные предложения: ограничить скорость движение в черте города, увеличить количество видеокамер, усилить штрафы. Одним словом, предлагались различные виды кнута. К идее ограничения скорости очень многие отнеслись скептически: скоростной режим нарушают все, и подобная инициатива обещает стать кормушкой для дорожной полиции. В этой связи вспомнилось решение Киевсовета, принятое в ноябре 2007-го, согласно которому маршрутки столицей обязаны передвигаться со скоростью 50 км/час. Никто так не ездил, но киевская власть попиарилась. Это постановление вроде действует до сих пор. Как и обязанность выдавать пассажирам маршруток проездные талоны, что не делается по обоюдному согласию водителей и пассажиров.
В полиции с ужесточением наказания согласны. Однако цифры свидетельствуют о том, что наши граждане не боятся крупных штрафов. И не потому, что богатые или бесстрашные, просто езда - это рулетка. Поймали тебя полицейские на пересечении двойной сплошной или на запрещенном повороте - не повезло. Завтра звезды сойдутся удачнее - не поймают. Отсюда простой вывод - необходимы не только фото- и -видеофиксация и повышение штрафов, но и регулярность наказания за нарушение ПДД.
Нам наконец надо сделать две вещи. Первая - понять, что вправить мозги многим отечественным водителям можно только в том случае, если они каждый месяц будут платить штрафы по совокупности нарушений, а не за одно, на котором поймали. Если после резонансного ДТП в Харькове не вернут "письма счастья", у нас будут еще десятки подобных трагедий. Вторая вещь - принимая законы, призванные цивилизовать украинцев, меньше всего надо обращать внимание на критику с уст доморощенных и западных правозащитников. Остановить войну на наших дорогах можно только наказанием гривней, пожизненным лишением прав за вождение под "мухой" или наркотиками, возрастными ограничениями для водителей, проверками и расформированием автошкол, где грешат липовым обучением. Как-то же эта Зайцева права получила или купила.
Драконовские правила для автонарушителей существуют во многих странах. Например, в Швейцарии за превышение скорости отправляют за решетку от года до четырех. Это кроме огромного штрафа. В Австралии едешь быстрее 40 км/час - готовь штраф в 500 местных долларов. Если превысил трижды - автомобиль конфискуют. За разговоры по телефону во время движения - штраф 200 австралийских долларов. Если поймают во второй раз - в тюрьму на два года. В Китае, славящемся серьезными наказаниями, за проезд на красный свет или вождение подшофе можно угодить за решетку пожизненно. Так что Украина, если у нас все же усилят ответственность за нарушение правил дорожного движения, не станет уникальной. Она просто присоединится к тем странам, где жестко борются с нарушителями на дорогах.
Но проблема, которую подняла харьковская трагедия, касается не только горе-водителей. У нас существует много законов и еще больше предписаний на местном уровне, которые никто не выполняет. А не выполняет потому, что нет механизма наказания за проступок. Например, все прекрасно знают, что запрещено курить в общественных местах и на остановках общественного транспорта. Но пока нарушители не получат в свой почтовый ящик письмо с требованием оплатить штраф, граждане и впредь будут курить где ни попадя. Есть у нас налог на содержание животных. Чтобы он взимался, владельцы собак обязаны зарегистрировать своих барбосов в Центре идентификации животных. Это обязательно, но по закону поступают далеко не все. Собаководы не только не платят налоги, но и отказываются убирать за своими питомцами в подъездах и дворах. Из-за чего жители многоквартирных домов оказываются один-на-один с проблемой злостных собачников-нарушителей. Как говорится, не пойман - не вор. А ловить-то и некому.
Примечательно, что, попадая за границу, украинцы резко меняются: ездят по правилам, не паркуются на трамвайных путях, пропускают пешеходов. Значит, наплевательское отношение к правилам и предписаниям - все-таки не неизлечимая патология.