Сетевой Оракул. Когда украинский язык уничтожит "русский мир"
Основная дискуссия развернулась вокруг обучения на языках национальных меньшинств. В ее пылу против закона проголосовали идеологические антагонисты — "Свобода" и "Оппоблок". Первым не хватило украинского в школах, а вторые под видом защиты прав нацменьшинств явно пытались сохранить преподавание русского языка. В результате украинизации дали зеленый свет. Это решение уже сравнили с декоммунизацией. Но в отличие от последней, когда отдельные товарищи поднимали протесты против ликвидации названий "Комсомольск", "Кировоград" и прочего советского топонимического наследия, украинизацию школы подавляющее большинство граждан восприняло как должное. А на стенания кучки ватников из изданий а-ля "Страна" или "Вести" обратили внимание разве что такие же патологические ватники в соцсетях.
Спокойная реакция украинцев на языковую норму закона об образовании в очередной раз подтвердила: проблема функционирования русского языка в Украине подогревалась прежней властью в угоду Кремлю. Безусловно, ропот есть и будет. Будут также попытки сохранить преподавание русского в виде второго иностранного или хотя бы факультатива. Первый вариант незаконен и должен пресекаться на корню, второй возможен, но только в том случае, если детям-отказникам школа предоставит альтернативу в виде какого-либо другого факультативного предмета. В Минобразования предупредили о появлении "школьных контролеров". Вот и будет им первое задание: проверить, на каких основаниях детям на безальтернативной основе впихивают в расписание русский язык. Да еще и по учебникам, утвержденным во времена приснопамятного Дмитрия Табачника.
Впрочем, если адекватные русскоговорящие украинцы приняли украинизацию образования, как и подобает законопослушным гражданам, и пропустили нытье Москвы и ее агентов влияния мимо ушей, то отдельные представители венгерской и румынской общин (болгары и поляки, видимо, на очереди) решили разыграть языковую карту в политических целях. Не секрет, что в Закарпатье в местах компактного проживания этнических венгров сложилась ситуация, когда жители региона не владеют украинским. Это порочное явление, провоцирующее сепаратизм. Но официальные Будапешт и Бухарест возмутились украинским законом, и, судя по тексту их заявлений, писались они по наушничеству представителей национальных общин здесь. Например, румыны козыряют Конвенцией о защите нацменьшинств, хотя в нашем законе отсутствует запрет обучения на родном языке (подробнее о нормах закона можно прочитать здесь).
У украинцев, проживающих в Румынии и Венгрии, и близко нет тех условий для развития языка и культуры, которые Украина обеспечила румынам и венграм. Возможно, для того чтобы снять вопросы от наших западных соседей, следует пригласить их политиков, принимающих решения, а не просто долдонящих о "великой Румынии" или ностальгирующих по давно забытой имперской славе Венгрии, для ознакомления с ситуацией на месте. Также разъяснение нашей позиции по принятому закону стоит подать в соответствующие структуры Евросоюза, дабы упредить необоснованные обвинения в адрес Украины, которыми в своих гибридных целях обязательно воспользуются в Кремле.
Если бы нормы, касающиеся языка обучения, были приняты хотя бы во времена президентства Виктора Ющенко, то весной 2014-го перед гражданами страны не стоял вопрос выбора между Украиной и навязанным из-за поребрика "русским миром". К сожалению, было потеряно много времени, что обернулось тысячами смертей. Теперь главное — не дать реваншистам отыграть закон назад. И тогда через один-два десятка лет мифы о братских народах, языковой общности и общих скрепах тихо канут в Лету. А УПЦ МП придется заговорить и начать думать на украинском, чтобы убыль паствы не приобрела совсем уж катастрофических темпов.