• USD 42
  • EUR 43.4
  • GBP 52.2
Спецпроекты

Наступление ВСУ на Суджу. Почему Курская область стала полем боя

Украинские войска уже второй день ведут наступление на вражеской территории. По последней информации, бои идут в Суджанском и Кореневском районах Курской области

Уничтоженная российская техника в Курской области
Уничтоженная российская техника в Курской области / Фото из открытых источников
Реклама на dsnews.ua

Зачем нам Суджа

С мая 2022 года единственным маршрутом транзита российского газа по газотранспортной системе Украины остается магистральный газопровод "Уренгой — Помары — Ужгород". Точкой входа его из России в Украину является газоизмерительная станция "Суджа" на российской территории возле самой границы, на трассе, соединяющей Суджу (райцентр Курской области) в России с Сумами в Украине.

Целый ряд российских ТГ-каналов сообщили, что с 6 августа ГИС "Суджа" находится под контролем Вооруженных сил Украины. Не будем утверждать, что это достоверная информация, но отметим, что для России ГИС "Суджа" — это объект стратегического значения.

Как отмечает российский отраслевой сайт neftegaz.ru, с начала 2024 г. объем транзита газа по украинской ГТС держится около 42 млн кубометров в сутки, 6 августа показатель составил привычные 42,4 млн кубометров, но на 7 августа "Газпром" запланировал снижение на 7% до 39,4 млн кубометров. Это "может быть обусловлено неопределенностью вокруг ГИС "Суджа", — предполагает neftegaz.ru. — Ниже 40 млн кубометров в сутки объем украинского транзита опустился впервые с 27 ноября 2023 г."

По данным еще одного российского отраслевого сайта nangs.org, в январе-июле 2024 г. поставки трубопроводного газа из России в Европу составили 18,085 млрд кубометров, в том числе через ГТС Украины — 8,982 млрд кубометров, через "Турецкий поток" — 9,103 млрд кубометров. Основные покупатели российского газа, поступающего по украинской ГТС, — Словакия и Австрия.

Транзитный контракт истекает в конце 2024 г. Что будет дальше — это сейчас уравнение со многими неизвестными. Однако в любом случае, если ГИС "Суджа" вдруг будет уничтожена, то Россия уже не сможет воспользоваться этим маршрутом поставок.

Поэтому можно предположить, что Кремль воздержится от ковровых бомбардировок этой местности. Иначе он рискует не только уничтожить ГИС "Суджа", но и подорвать прилегающий участок своего магистрального газопровода. На восстановление придется потратить много времени и денег.

Реклама на dsnews.ua

Украинские войска, наверное, тоже не имеют задачи уничтожить ГИС "Суджа". Для ВСУ выгоднее использовать этот объект как прикрытие, чтобы закрепиться в этом районе.

7 августа российские ТГ-каналы (и вслед за ними украинские) сообщили о переходе под контроль ВСУ еще одного важного объекта — "Газпромгазораспределение Суджа" в самой Судже в 6 км от границы. Это одна из крупнейших насосных газораспределительных станций в Европе.

Обменный фонд

Также в российских ТГ-каналах обсуждается ход украинского наступления северо-западнее Суджи. По их подсчетам, к вечеру 6 августа ВСУ продвинулись на глубину до 15 км на фронте шириной более 10 км и вошли в 11 населенных пунктов РФ. Опять же, не будем оценивать степень достоверности этих сообщений. Важнее другое: в чем смысл подобной операции.

Смысл зависит от ожидаемого результата. Предположим, это наступление изначально задумывалось как кратковременная вылазка. Тогда результат будет заключаться в том, что российская артиллерия и авиация сравняют с землей более 150 квадратных километров своей собственной территории, включая, быть может, целый райцентр. То есть для россиян вырастет психологическая цена войны: разрушенные населенные пункты, тысячи беженцев с приграничных районов, и все это потому, что россияне два с половиной года назад захотели "взять Киев за три дня".

Но не исключен и другой вариант: ВСУ сумеют закрепиться на занятых позициях и перейдут к обороне. Это поломает аргументацию всех тех посредников, которые изображают из себя "миротворцев" и предлагают заморозить войну по существующей линии фронта. Интересно было бы посмотреть, как Си Цзиньпин или Виктор Орбан будут предлагать Путину смириться с потерей части Курской области.

То есть эти территории, если ВСУ сумеют их удержать, фактически станут нашим обменным фондом на будущих переговорах. Также нельзя недооценивать медиаэффект. Уже сам тот факт, что ВСУ ведут боевые действия на территории РФ, будет способствовать разрушению стереотипа, устойчивого даже на Западе, о военном могуществе России.

Отвлечение внимания

Впрочем, независимо от того, чем закончится этот украинский прорыв, можно предположить, что он решал еще одну задачу: отвлечь внимание врага от других направлений.

Мы все следим за картой боевых действий и знаем, что за последние месяцы враг имел успехи, особенно на Донетчине. Чтобы добиться этого результата, он задействовал резервы, которые располагались, в частности, в той же Курской области РФ. То есть он сам оголил свою границу — и ВСУ этим воспользовались.

Отметим, что нашим войскам помог эффект внезапности. Знающие люди говорят, что наш прорыв на Курщине готовился несколько месяцев. Тем не менее, россияне к нему совершенно не подготовились.

Можно ожидать, что теперь российское командование будет вынуждено постоянно держать серьезные резервы вдоль всей линии границы — так же, как это вынуждены делать ВСУ. Раньше россияне не боялись нашего прорыва — теперь уже будут бояться.

И тут мы подходим к очень интересному моменту: почему российское командование было уверено, что украинские войска не попытаются вести наступление на российской территории. Наверное, в Кремле были уверены, что на это не даст согласия Джо Байден. Кремлевская пропаганда вместе с трампистской изрядно постаралась убедить весь мир в том, что Байден такой весь нерешительный и боится эскалации. В результате российское командование стало жертвой собственной пропаганды: до последнего момента не верило, что Вашингтон позволит Киеву совершить прорыв на Курщине.

Теперь Кремль будет бояться, что у Киева есть в запасе и другие сюрпризы. И это тоже должно ослабить позицию Москвы на гипотетических переговорах.

Официальное молчание

Украинское командование не спешит давать какую-то официальную информацию. И это логично: еще слишком рано рассказывать о каких-либо успехах.

В свою очередь, российское минобороны сначала делало вид, что ничего не происходит. Вечером 6 августа оно сообщило, что украинские войска отступили за государственную границу, но вскоре эта фраза исчезла, остался только рассказ, что "сегодня противник предпринял очередную попытку прорваться на территорию Курской области… противнику наносится огневое поражение".

После полудня 7 августа минобороны РФ заявило, что "на Курском направлении не допущено продвижение противника вглубь территории РФ". После этого Путин провел совещание с членами правительства и выступил с заявлением.

"Начать придется с событий в Курской области. Как известно, киевский режим предпринял очередную масштабную провокацию: ведет неизбирательную стрельбу из разных видов оружия, в том числе ракетного, по гражданским зданиям, жилым домам, машинам скорой помощи", — заявил он. Тут ключевые слова — "как известно". То есть Путин сделал вид, что украинское наступление на Курщине — это уже общеизвестный факт. Эта уловка позволила ему не рассказывать об этом факте, а сразу перейти к главному: что он теперь будет делать. Сразу же после этого совещания, рассказал Путин, он встретится с руководителями силовых ведомств, министерства обороны, генеральным штабом, ФСБ и заслушает "очередной доклад коллег по тому, что происходит в Курской области".

Итак, ВСУ уже второй день ведут наступление на вражеской территории, но и Киев, и Москва (руководствуясь совершенно разными соображениями) пока что молчат о масштабах этого события. А нам остается, как всегда, желать победы ВСУ: и на Курщине, и всюду.

    Реклама на dsnews.ua