Седалища Кардашьян. Что возмущало британцев в программах Евросоюза
Великобритания даже после Брекзита продолжит вносить свою долю в европейский пакет финансовой помощи Украине. Согласно данным Politico британские обязательства по поддержке украинской демократии составляют 22,5 млн евро. Издание упомянуло ассигнование денег Британией на наши нужды как пример неоднозначных долгосрочных договоренностей, финансовое бремя которых Объединенное Королевство будет нести еще долгие годы после Брекзита.
В категорию "странных для британских налогоплательщиков" расходов Politico включило долю Британии в размере 162,5 тыс. евро в финансировании "...борьбы против англо-саксонских культурных стервятников". Имеется в виду утвержденная ЕС поддержка в размере 1,3 млн евро на создание ТВ-программ о культурных ценностях Европы, которые должны стать противовесом американской вульгарщине, олицетворенной в обнаженных седалищах Кардашьян.
Помимо Украины и противостояния американскому культурному империализму, британский обыватель обречен еще долгие годы оплачивать из собственного кошелька развитие рыбного хозяйства в Чехии (3,88 млн евро), платить пенсии своим соотечественникам, которые работали в структурах Евросоюза (8,75 млрд евро), оплачивать аренду Дома Европы, находящегося в Париже на балансе Европейского парламента (750 тыс. евро).
На сегодняшний день Великобритания обеспечивает 12,5% совокупных финансовых обязательств Евросоюза.
Большая часть из них является предметом текущих переговоров по определению конечной суммы, которую должен заплатить Лондон за развод с ЕС.
Развод и девичья фамилия
Изначально сумма счета, выставленного Брюсселем за выход Британии из состава ЕС, составляла 73 млрд евро (55 млрд фунтов). Сегодня речь идет о 50 млрд евро. Правительство Терезы Мэй склоняется к тому, чтобы прекратить споры с европейцами о конечной сумме компенсации и согласиться заплатить все до последнего пенни. Взамен в Лондоне ожидают, что Евросоюз начнет переговоры по созданию зоны свободной торговли, которые должны быть закончены до официальной даты Брекзита 19 марта 2019 г. Цель Великобритании — создать ЗСТ с Европой по примеру аналогичных договоров между ЕС и Канадой или ЕС и Норвегией. Новое соглашение нивелирует негативные экономические последствия для Британии после ее разрыва с Евросоюзом. Ожидается, что первый этап переговоров начнется уже 14–15 декабря во время саммита Европейского совета.
В понедельник, 4 декабря, Тереза Мэй провела встречи с президентом Еврокомиссии Жаном-Клодом Юнкером и главой Европейского совета Дональдом Туском, на которых пообещала, что до начала саммита будут представлены пути решения трех требований, озвученных ЕС как необходимые условия для начала торговых переговоров.
Речь идет о конечной сумме компенсационного пакета, ирландской границе и правах граждан ЕС на территории Великобритании.
По мнению британского издания Independent, Терезе Мэй "осталось надавить еще чуть-чуть, чтобы сломать сопротивление внутрипартийной оппозиции, настаивающей на уменьшении суммы компенсации". Если премьеру удастся начать торговые переговоры в срок, то вопрос о размере "счета за развод" будет снят с повестки дня. Британия заплатит всю сумму, и на этом дело закончится.
Восстание Ольстера
С ирландцами сложнее. Североирландская Демократическая юнионистская партия (ДЮП), имеющая наибольшее представительство в парламенте Ольстера, требует установить жесткие правила пересечения ирландско-североирландской границы: с таможнями, паспортным контролем и прочими атрибутами "железного занавеса". Лондон, Брюссель и тем более Дублин против такой идеи. Все участники процесса, кроме ДЮП, видят границу открытой, и ее пересечение после Брекзита должно быть таким же простым, как, например, переход через голландско-бельгийский кордон. В ближайшие дни Тереза Мэй проведет встречу с руководством ДЮП и попытается переубедить североирландцев пересмотреть свои требования.
Параллельно ирландская диаспора в Британии требует принятия закона о специальном статусе граждан Ирландии.
В Объединенном Королевстве проживает более 100 тыс. ирландцев без британского паспорта, но при этом они наравне с англичанами пользуются всеми социальными гарантиями. После Брекзита ирландцы автоматически будут приравнены к остальным жителям ЕС и утратят привилегии, что будет несправедливо ввиду сложившейся исторической общности, считает диаспора.
Мнение ирландской диаспоры сложно игнорировать, поскольку оно перекликается с требованием Брюсселя оставить за гражданами Евросоюза все существующие на данный момент права пребывания в Великобритании. Это касается прав на свободное трудоустройство, передвижение и т. д. Такая постановка вопроса противоречит изначальному смыслу Брекзита, а именно восстановлению Лондона в правах принятия собственных решений о том, какой должна быть трудовая и миграционная политика.
Граждане ЕС, проживающие в Британии, понимают, что правила, скорее всего, будут меняться, и многие из них уже вернулись на континент. По данным Sky News, в период с июня 2016-го по июнь 2017 г. Британские острова покинули 120 тыс. граждан ЕС. До объявления о выходе Великобритании из Евросоюза годовой отток европейцев держался на уровне 20 тыс. Тем не менее в страну все еще въезжает больше людей, чем покидает ее: 230 тыс. новых иммигрантов за последний год. Согласно данным Национального статистического офиса число иммигрантов, приехавших в Британию в поисках работы, остается на том же уровне, что и в предыдущие два года. Правительство Терезы Мэй ранее озвучило цель — ограничить иммиграцию до 100 тыс. в год.
Брекзит страшный и не очень
Американский банк Merrill Lynch в начале декабря опубликовал исследование, согласно которому влияние "неопределенности, связанной с Брекзитом, оказывает на удивление мало значимого негативного эффекта на экономику Великобритании". В качестве доказательства аналитики банка ссылаются на динамику объемов внутреннего потребления и инвестиций. В классических ситуациях паники граждане сокращают расходы, а бизнес замораживает инвестиции. На данный момент в Британии изменение данных экономических показателей не выходит за рамки прогнозируемых колебаний, что, по мнению Merrill Lynch, говорит о высоком уровне адаптации участников экономики к будущим переменам.
Тем не менее пессимисты не устают подсчитывать убытки от Брекзита. К примеру, руководители нескольких крупных британских фармацевтических компаний предупредили, что для них усложнится процедура патентования новых лекарственных препаратов.
Компаниям необходимо будет получать две лицензии — одну в ЕС, другую в Британии. Приоритетом станет получение именно европейской лицензии на продажу новых медикаментов ввиду большего размера рынка объединенной Европы. Так что британцы станут в конец очереди на получение передовых медпрепаратов.
Благотворительные организации Объединенного Королевства также забили тревогу. По их подсчетам, страна недополучит 350 млн евро от общеевропейских благотворительных программ после выхода из ЕС. С 2014 г. Британия получила 11,8 млрд евро от структурных фондов Евросоюза на финансирование широкого спектра благотворительных проектов.
Британцы осознают, что в результате развода с ЕС они потеряют больше, чем европейцы. Как показал недавний опрос, проведенный изданием Mailon Sunday, половина граждан Великобритании примет участие в повторном референдуме по Брекзиту, если европейцы продолжат настаивать на своих жестких условиях относительно размера компенсации или создания зоны свободной торговли. Такое отношение граждан укрепляет переговорные позиции правительства Терезы Мэй. Но и увеличивает шансы затянуть переговоры по Брекзиту на неопределенное время.