СБУ и другие неприятности. Почему Украине придется срочно создавать новую таможню
В нынешнем виде таможенную службу не спасет уже ничто и никто. Необходим полный перезапуск — и Запад позаботится, чтобы это было сделано
Свершилось чудо: власть публично признала системную коррупцию на таможне. Оказывается, целый год СБУ вела расследование и убедилась, что коррупция в центральном аппарате Государственной таможенной службы системна. Возглавлял ее, по утверждению СБУ и Офиса генпрокурора, директор департамента ведомственной безопасности и контроля Гостаможслужбы. На сайте Гостаможслужбы нетрудно найти, что этого директора департамента зовут Александр Маруженко.
"Цинизм ситуации состоит в том, что именно на подразделение ведомственной безопасности и контроля возложена задача по борьбе с проявлениями коррупции на таможне, а его руководитель фактически запустил коррупционный механизм и собирал дань с региональных таможен", — подчеркнул генпрокурор Андрей Костин.
Теоретически власть могла бы затормозить это расследование СБУ. Но есть как минимум два фактора, которые вынуждают к жестким решениям. Это параллельное расследование НАБУ и обязательства перед МВФ.
Польза конкуренции
Поздно вечером 9 июля появились официальные сообщения о том, что СБУ совместно с Офисом генпрокурора ликвидировала масштабную коррупционную схему центрального аппарата Гостаможслужбы. В Киеве задержаны директор департамента ведомственной безопасности и контроля Гостаможслужбы, его заместитель, а также заместитель начальника одной из региональных таможен с поличным, при передаче взятки.
"По данным следствия, чиновники систематически требовали неправомерную выгоду с руководителей региональных таможен. За разные суммы взяток фигуранты "гарантировали" должностным лицам не создавать искусственных препятствий в профессиональной деятельности. В обмен на дань руководители ведомственной безопасности обещали также "прикрывать" служебные нарушения таможенников", — сообщила СБУ.
Документирование преступной деятельности фигурантов длилось более года. За это время зафиксировано, по меньшей мере, 8 фактов ежемесячных поборов.
Но дело не ограничится тремя задержанными. Как информируют СБУ и Офис генпрокурора, продолжаются 28 обысков в центральном аппарате Гостаможслужбы, а также в областных подразделениях ведомственной безопасности и контроля Западного, Южного и Центрального регионов. "Следственные действия направлены на установление и привлечение к ответственности всего круга лиц, причастных к "схеме". Злоумышленникам грозит до 10 лет лишения свободы с конфискацией имущества", — обещает СБУ.
За последнюю неделю это уже третье громкое сообщение о раскрытых коррупционных схемах на таможне. Другие два расследования ведет НАБУ под процессуальным руководством САП.
3 июля НАБУ и САП сообщили о разоблачении схемы систематического получения служащими Гостаможслужбы неправомерной выгоды. "По данным следствия, начальник одного из управлений Ровенской таможни в сговоре с другими должностными лицами Гостаможслужбы наладил получение взяток за "помощь" компаниям в беспрепятственном прохождении таможенного контроля при оформлении импортируемых товаров. В частности, используя служебное положение, он способствовал растаможиванию таких товаров на Ровенской таможне по заниженным тарифам. Вырученные средства в дальнейшем распределялись между всеми участниками преступной схемы", — сообщило НАБУ. Трудно предположить, что при этом местные таможенники не делились с центральными.
На следующий день НАБУ и САП рассказали еще более интересную историю. Оказывается, они предотвратили попытку группы лиц "поставить нужных людей" на руководящие должности в территориальных органах Гостаможслужбы для организации коррупционных схем.
Самое пикантное — это ценники: сколько стоят должности. По данным следствия, $1 млн предлагали за должность руководителя Львовской таможни, а должности глав Волынской и Черновицкой таможни оценили в $500 тыс. и $200 тыс. соответственно. Если злоумышленники были готовы платить такие суммы, значит, они собирались "наварить" на этих должностях на порядок больше.
По информации НАБУ, "участники группы рассчитывали на то, что руководство Гостаможслужбы "не будет замечать" коррупционные схемы на этих таможнях в обмен на половину незаконно полученных доходов". Двум лицам сообщено подозрение, инициатор преступления задержан. По сообщению журналиста Олега Новикова, это Назар Шептицкий (пасынок гендиректора Киевского НИИ судебных экспертиз Александра Рувина); 9 июля ВАКС взял его под стражу на 60 дней с альтернативой в виде залога в размере 23,84 млн грн.
По сведениям сайта oboz.ua, 4 июля НАБУ провело обыски у директора департамента Александра Маруженко и и.о. главы Гостаможслужбы Сергея Звягинцева. "Причина — создание ОПГ на таможне, — пишет сайт. — Хотели получить $1 млн за назначение начальника Львовской таможни, $500 тысяч — Волынской таможни, за Черновицкую таможню — $200 тысяч". После этого Маруженко, как мы уже знаем, был задержан СБУ. Но на свободе остался Звягинцев, и его, как утверждает oboz.ua, 10 июля вызвали в НАБУ.
Мы видим интересный пример конкуренции между дружественными структурами: НАБУ и САП, с одной стороны, СБУ и Офисом генпрокурора, с другой. Возможно, СБУ вело бы свое расследование еще год, или два, или три. Но как только за Маруженко взялось НАБУ, сразу же и СБУ проявило интерес к этому чиновнику.
Конечно, это не гарантирует, что обязательно фигуранты сядут в тюрьму на 10 лет с конфискацией имущества, как анонсирует СБУ. Но в любом случае Гостаможслужбу ждет полная перезагрузка. 28 обысков в ее центральном и региональных офисах — это сигнал всем таможенникам, что им придется менять стиль жизни.
Стимул от МВФ
Таможенники могут винить лишь себя самих. Нужно было постараться настолько достать бизнес (не только украинский, но и европейский и американский, работающий в Украине), что этим озаботились западные партнеры. По их настоянию в число обязательств Украины перед МВФ вошла реформа таможни. Очередной транш от МВФ мы получили в начале июля после подписания 17 июня меморандума, где внесение изменений в Таможенный кодекс имеет статус структурного маяка с дедлайном конец октября 2024 года.
Согласно меморандуму, эта реформа (I) упростит процедуры, (II) уточнит порядок обращения с таможенным долгом, (III) создаст правовую основу для увольнения таможенников, включая роль проверки на добропорядочность в рамках периодической переаттестации (проверки их квалификации и добропорядочности), (IV) создаст дисциплинарный комитет, (V) внедрит набор персонала таможни на контрактной основе, (VI) обеспечит согласованность с законодательством и правилами ЕС. "Мы намерены ввести прозрачный процесс отбора руководства на основе заслуг, с проверкой на добропорядочность и при содержательном участии экспертов с международным опытом", "предотвращать повторное принятие на работу лиц, ранее уволенных с государственной службы за нарушение этики", — обещано в меморандуме. Там же говорится, что при подготовке поправок к законопроекту будут продолжены консультации с МВФ и другими международными партнерами.
Речь идет о законопроекте №6490-д "О внесении изменений в Таможенный кодекс Украины об установлении особенностей прохождения службы в таможенных органах и проведении аттестации должностных лиц таможенных органов". Его авторами числятся глава финансового комитета парламента Даниил Гетманцев и другие члены того же комитета.
Этот проект был принят в первом чтении более года назад (11 апреля 2023 г.) и с тех пор лежит без движения. Но теперь он должен резко сдвинуться с мертвой точки благодаря двум стимулам: меморандуму с МВФ и обыскам НАБУ и СБУ на таможне.
Рулит этим процессом Даниил Гетманцев, который у нас теперь "Капитан Очевидность": жизнерадостно констатирует, что власть оконфузилась. "Сезон обысков на таможне не может не увлекать своими масштабами и разнообразием привлеченных правоохранительных органов. Очевидно, что основанием для следственных действий стали не единичные коррупционеры на местах, а именно системная коррупция", — признает Гетманцев то, чего уже нельзя не признать. И делает вывод, который уже нельзя не сделать: НАБУ и СБУ не смогут ничего исправить, нужно полностью менять всю таможню на всех этажах.
"Поэтому нет, массовые обыски не могут решить проблему системно. Давайте откровенно, мы уже такое видели раньше и видели, чем это завершается, — подчеркивает Гетманцев. — Поэтому да, только перезагрузка таможни в целом по модели перезагрузки БЭБ с назначением профессионального политически независимого руководителя — единственный верный путь к ликвидации системной коррупции, включая биполярку отдельных правоохранителей, вынужденных системно работать по обе стороны коррупционного фронта, цементируя коррупцию круговой порукой".
И он сформулировал для Банковой и Верховной Рады алгоритм дальнейших действий: "Благодарим партнеров за включение соответствующего требования во все наши возможные и невозможные меморандумы и быстренько выполняем". 11 июля Гетманцев собирает рабочую группу по доработке текста законопроекта №6490-д ко второму чтению.
Члены финансового комитета настроены подготовить текст ко второму чтению быстро — до конца текущей недели, чтобы можно было проголосовать его в сессионном зале уже на следующей неделе, когда Рада как раз будет заседать. Понятно, что есть дедлайн до конца октября. Но есть еще и тот факт, что сейчас Гостаможслужба парализована обысками НАБУ и СБУ. И эту проблему желательно решать побыстрее.