• USD 41.9
  • EUR 43.6
  • GBP 52.9
Спецпроекты

Табачок врозь. Как Верховная Рада разъединит САП и Офис генпрокурора

Вскоре Украина станет первой страной в мире, где функционируют две независимые друг от друга вертикали органов прокуратуры. Банковая вынуждена согласиться на это по требованию G7 и Евросоюза

Руководитель САП Александр Клименко (слева ) и генпрокурор Андрей Костин
Руководитель САП Александр Клименко (слева ) и генпрокурор Андрей Костин
Реклама на dsnews.ua

Если пожелания западных партнеров будут выполнены в полном объеме, то Специализированная антикоррупционная прокуратура (САП) окажется более влиятельной, чем Офис генерального прокурора (ОГП). В частности, она сможет самостоятельно инициировать расследования против народных депутатов (сейчас это прерогатива генпрокурора). При этом Банковая лишится всех рычагов влияния на САП.

Что не так с Костиным

Одним предложением суть проблемы можно сформулировать так: западные партнеры не доверяют генпрокурору Андрею Костину. Они не верят в его независимость от Банковой и потому требуют независимости САП. Например, в меморандуме между Украиной как заемщиком и Евросоюзом как кредитором, подписанном 16 января 2023 г., одним из условий предоставления Украине 18 млрд евро в 2023 году записано обеспечение независимости САП не позднее IV квартала 2023 г. Аналогичные обязательства Украина взяла перед МВФ. В меморандуме, подписанном 19 июня 2023 г., обещано не позднее конца декабря 2023 г. принять законодательство, которое укрепит способность САП регулировать собственную организационную деятельность.

В июле в интервью zn.ua руководитель САП Александр Клименко рассказал о масштабе проблемы. "Если мы реально боремся с коррупцией, а не делаем вид, оставлять САП под крылом ОГП недопустимо", — заявил он. Самым проблемным участком под крылом ОГП он назвал конфиденциальность. По его словам, лишь четыре из десяти уголовных производств проходят без сливов информации, "но шесть — это всегда критическая утечка". Аналогичная ситуация, по его словам, с регистрацией корреспонденции. "Если вы принесете в САП какой-то документ или заявление, то их сначала перевезут на Резницкую [в ОГП], там зарегистрируют и только потом вернут нам. И здесь, мягко говоря, есть определенные нюансы", — намекнул он.

В том же интервью Клименко подчеркнул, что с 2015 года в законодательстве в отношении САП ничего не менялось. И что Костин не хочет ничего менять. "Генпрокурор стоит на позиции, что к реформе САП нужно возвращаться после окончания войны и нашей победы. Чтобы уже потом отрабатывать лучшую модель работы", — констатировал Клименко. То есть фактически он обвинил генпрокурора в желании сорвать выполнение обязательств Украины перед западными кредиторами. И это, понятное дело, лишь усилило их желание добиться обещанной реформы.

Чудодейственное письмо

Результатом настойчивых уговоров и подталкиваний стал правительственный законопроект №10060 "Об усилении самостоятельности САП", внесенный 15 сентября. А дальше произошла очень показательная история: Банковая попробовала банально обмануть западных друзей.

Реклама на dsnews.ua

Два месяца проект №10060 не выносился на голосование. Тем временем парламентский комитет по вопросам правоохранительной деятельности во главе с Сергеем Ионушасом творчески переработал проект №10060, создал свой собственный "Об усовершенствовании положений законодательства о деятельности САП" и 17 ноября рекомендовал Раде отклонить проект №10060 и принять комитетский.

Это сразу же стало известно послам Евросоюза и стран G7. И они в тот же день написали письмо на имя спикера парламента Руслана Стефанчука, где сообщили, что их устраивает только проект №10060. И дополнительно выдвинули еще ряд требований, в том числе:

  • предоставить САП право самостоятельно совершать следственные и процессуальные действия в отношении членов парламента, судей, мэров городов;
  • ввести правовые гарантии, которые предотвратят вмешательство в исключительные расследовательные полномочия НАБУ и САП со стороны других правоохранительных органов;
  • предоставить заместителю руководителя САП все полномочия руководителя САП в случае его отсутствия;
  • создать в САП отдел внутреннего контроля, независимый от генерального инспектора ОГП;
  • отменить в Уголовном процессуальном кодексе ограничения по срокам досудебного расследования до сообщения о подозрении, чтобы предотвратить преждевременное закрытие дел.

Последнее из этих требований — это не что иное, как требование отменить так называемые "правки Лозового". Отметим, что именно из-за "правок Лозового" апелляционная палата Высшего антикоррупционного суда закрыла уголовное производство, в котором, по информации НАБУ, 7 сентября Игорю Коломойскому "и пяти членам организованной им группы" было сообщено подозрение в завладении средствами Приватбанка на сумму свыше 9,2 млрд грн.

Так вот, письмо Стефанчуку, подписанное послами Евросоюза и стран G7, оказалось чудодейственным. В тот же день, 17 ноября, комитет Ионушаса еще раз собрался на заседание и рекомендовал Раде принять законопроект №10060. Кстати, комитетский проект, которым планировалось заменить проект №10060, отсутствует в парламентской базе законопроектов — прекрасный способ замести следы.

После этого Банковая уже не имела пути к отступлению. 21 ноября Рада приняла проект №10060 в первом чтении и проголосовала за сокращение срока подготовки ко второму чтению. То есть второе чтение ожидается в ближайшие дни.

"Красные флажки" от G7 и Евросоюза

Вечером 5 декабря группа послов G7 выступила с предупреждением: "Послы G7 пристально следят за реформой САП. Для укрепления антикоррупционных усилий мы рекомендуем взять за основу текущий проект и отменить поправки Лозового, защитить юрисдикцию САП/НАБУ и разрешить САП инициировать расследование против парламентариев".

Тем самым западные друзья четко предостерегли Банковую от повторных попыток подменить проект №10060 каким-то другим и напомнили о своих дополнительных требованиях, перечисленных в письме от 17 ноября.

Кстати, законопроект об отмене "правок Лозового" зарегистрирован в парламенте еще 29 сентября под №10100. Его авторы — глава фракции "слуг народа" Давид Арахамия, глава партии "Слуга народа" Елена Шуляк, глава антикоррупционного комитета Рады Анастасия Радина и еще 12 нардепов. Но, несмотря на высокопоставленных авторов, этот проект два месяца пылится в комитете Ионушаса. Теперь, чтобы выполнить пожелания западных партнеров, нужно включить нормы проекта №10100 в текст проекта №10060 ко второму чтению.

Параллельная вертикаль

Итак, если проект №10060 будет принят во втором чтении и подписан президентом, то на следующий день после опубликования он вступит в силу. После этого САП станет полноценной самостоятельной вертикалью, которую будут связывать с ОГП лишь несколько формальностей.

Например, в законе "О прокуратуре" останется норма о том, что создание САП осуществляется генпрокурором. Однако убираются слова о том, что САП создается на правах самостоятельного структурного подразделения ОГП. Вместо этого будет записано, что САП является юридическим лицом публичного права, имеет обособленное имущество, счета в органах Казначействе и свою печать.

Сейчас определение структуры и штата САП осуществляется генпрокурором по согласованию с директором НАБУ, а руководитель САП вообще ни при чем. Проект №10060 обещает, что определение структуры и штата САП осуществляется руководителем САП. Кроме того, в аппарате САП образуется канцелярия с целью обеспечения документооборота (в том числе электронного документооборота), отделенного от ОГП, отдел режимно-секретной работы, подразделение управления персоналом и другие подразделения. Все эти подразделения аппарата подчиняются руководителю САП.

Принятие на работу, увольнение с работы, привлечение к дисциплинарной ответственности, а также условия оплаты труда работников подразделений аппарата САП решаются руководителем САП. Организация деятельности САП определяется приказами руководителя САП, обязательными к исполнению прокурорами и другими работниками САП.

Выгода западных друзей

В то же время западные партнеры получат четыре эффективных рычага влияния на САП. Во-первых, прокуроры САП будут выведены из-под юрисдикции Квалификационно-дисциплинарной комиссии прокуроров. Для них будет создан отдельный дисциплинарный орган — Специализированная дисциплинарная комиссия (СДК) прокуроров САП. В состав СДК войдут шесть человек, определенных генпрокурором на основании предложений международных и иностранных организаций. Если генпрокурор не назначит состав СДК в двухмесячный срок, комиссия формируется автоматически в составе первых шести из списка, предложенного международными и иностранными организациями. Такие лица считаются членами СДК и не требуют дополнительного утверждения или назначения.

Именно СДК будет решать вопросы дисциплинарной ответственности прокуроров САП, перевода и увольнения их с должности (в том числе с административной должности). И на решения СДК не сможет повлиять ни генпрокурор, ни руководитель САП.

Во-вторых, каждые два года будет проводиться внешняя независимая оценка (аудит) эффективности деятельности САП. Для этого должна быть создана комиссия по проведению внешней независимой оценки (аудита) в составе трех лиц, назначаемых на основании предложений международных и иностранных организаций. Если комиссия придет к выводу о неэффективности деятельности САП и ненадлежащем исполнении обязанностей руководителем САП, это будет основанием для увольнения руководителя САП.

В-третьих, новый руководитель САП, его первый заместитель и заместитель, руководители подразделений и их заместители будут избираться конкурсной комиссией. В ее состав войдут шесть человек, определенных генпрокурором: три — на основании предложений Совета прокуроров; и еще три — на основании предложений международных и иностранных организаций. Причем именно вторая тройка будет иметь решающий голос в спорных ситуациях.

В-четвертых, по аналогичной схеме будут отбираться остальные прокуроры САП (то есть те, кто не занимает руководящих должностей). Должна быть создана конкурсная комиссия, в которую войдут шесть человек, определенных руководителем САП, в том числе три — на основании предложений международных и иностранных организаций, и именно эта тройка получит решающий голос.

Конечно, все эти усилия западных друзей Украины будут в значительной мере нивелированы, если Банковая сумеет укрепить свой контроль над НАБУ. Поэтому можно ожидать, что вокруг НАБУ тоже будут интриги. Но это потом, а первая в очереди — САП.

    Реклама на dsnews.ua