Санкции против Медведчука. Действительно ли антироссийские санкции являются антироссийскими?
Президент решил обойтись без судебной системы вообще. В этом есть как большие плюсы (быстрые решения, пока нравятся части избирателей), так и очень серьезные угрозы (в случае отката назад — быстрое, лавинообразное возвращение пророссийских политиков)
Для того, чтобы понять, что происходит в нашей санкционной политике, нужно ответить на ряд важных вопросов, отойдя от нашего любимого "нравится-не нравится". Итак, какие это вопросы?
Какова главная мотивация Зеленского ввести санкции против Медведчука?
Ответ здесь очень простой — перевыборы, доказать, что Порошенко является союзником Медведчука, и желание стать главным другом США. Зеленский хочет сыграть в игру: единственный эффективный прозападный кандидат против единого пророссийского кандидата Юрия Бойко. Как я уже ранее писал, план Банковой очень простой: 24 августа объявляется об изменениях в Конституцию (уменьшение депутатов до 300), далее эта Конституция выносится на референдум и перевыборы в 2022 году. Правда, это только в теории все так легко. В реальности — ситуация будет гораздо сложнее, особенно учитывая невероятную слабость институтов и, что более важно, отсутствие консенсуса олигархов (как минимум Коломойский пока не дал согласия на такую историю). Собственно, весь этот план возможен только при условии консенсуса олигархов.
Действительно ли санкции Зеленского являются антироссийскими?
Определенно нет. Он не работает против РФ, его фокус — это Медведчук. Согласно социологии президентский рейтинг Медведчука составляет 6% (социологию сделал Украинский институт будущего). И, судя по всему, это практически его максимум. Более того, ни для кого не секрет, что между Медведчуком и Левочкиным-Бойко давно пробежала черная кошка, но расстаться им не давал и не дает Кремль. В то же время у Зеленского сложились очень позитивные отношения с Левочкиным, а встреча президента со скандальным Кацубой (семья которого будто бы причастна к финансированию Шария и к "вышкам Бойко") лишь подтверждает одну вещь — Зеленский играет против Медведчука, но поддерживает тесные отношения с Левочкиным-Бойко. Зеленский не играет против России, в его игре геополитика находится на периферии. И это надо четко понимать, когда мы делаем анализ всех действий.
Есть ли судебная перспектива в делах Медведчука, Козака и Шария?
Так вопрос вообще не ставится. Санкции вводятся на три года (до конца каденции Зеленского) и в Офисе президента считают, что этого достаточно. Суды здесь не нужны. Это политико-правовое решение.
Какой будет реакция россиян?
Сейчас у россиян ключевая задача поднять ставки перед началом переговоров с новой администрацией Белого дома - с одной стороны, а с другой — выиграть осенние выборы в Госдуму максимально честно и прозрачно. Украинская карта в этой истории только одна — обострение на фронте. Но это одна из козырных карт и ее будут использовать тогда, когда очередь дойдет до козырей. Поэтому нам нужно готовиться к обострению, хотя и спрогнозировать, когда оно наступит, пока очень сложно.
Согласована ли вся эта игра с Госдепом?
Судя по всему, нет. Это наша импровизация, которая должна показать Байдену, что есть намерения сыграть в проамериканскую игру. Но какой должна быть эта игра, будут решать по ходу пьесы. Пока это попытка привлечь к себе внимание.
Какие будут дальнейшие действия Зеленского?
По Медведчуку он сделал практически все, что мог сделать. Олигархат испугается только при условии более жестких действий, но мы их вряд ли увидим. Очевидно, все ближайшие решение СНБО будут направлены на создание скандалов вокруг бывших действий Петра Порошенко, прежде всего в военной сфере.
В то же время надо понимать, что вся эта история без реальных действий власти, связанных с борьбой с коррупцией, повышением уровня компетентности власти и созданием всеукраинской повестки дня, которая позволила бы украинцам получить чувство гордости, — обречена на топтание на месте.