Санкции не спасут. Почему власть решила готовить нас к новому вторжению России
На Банковой видят, что опасность вторжения нарастает. Но почему вступать в тероборону призывает генерал Галушкин, а не Зеленский — это уже другой вопрос
Буквально за один день на Банковой произошла замена смыслов. Еще утром 11 января официальный сайт президента рассказывал нам о приближении окончания войны. "Пришло время предметно договариваться о прекращении конфликта, и мы готовы к необходимым решениям в ходе нового саммита лидеров четырех стран", — заявлял Владимир Зеленский.
Однако уже вечером 11 января руководитель ОП Андрей Ермак собрал журналистов пяти западных медиа (трех французских, немецкого и польского), чтобы сообщить им об ожидаемой ошибке США. "Агрессия России против Украины станет огромной ошибкой как со стороны РФ, так и со стороны стран, которые позволят этому произойти, и будет иметь необратимые последствия", — так передал смысл слов Ермака официальный сайт президента.
"Страны, которые позволят этому произойти" — это, конечно же, страны НАТО и прежде всего США. Известно, что Вашингтон пугает Москву жесткими санкциями в случае полномасштабного вторжения в Украину. Но Зеленский и Ермак, похоже, думают, что этого недостаточно для того, чтобы остановить Путина.
Тем же вечером на британском телеканале Sky News вышло эксклюзивное интервью главнокомандующего Вооруженных сил Украины генерал-лейтенанта Валерия Залужного. Интервью было записано вечером 10 января после встречи Залужного с Зеленским по вопросам безопасности. "Мы будем защищать нашу землю до последней капли крови", — заявил Залужный. Он сообщил, что украинские военные внимательно расследуют и анализируют действия российских сил вблизи границы, но сказал, что "неуместно" публично делиться тем, что ему известно об их намерениях.
В этой связи примечательно обращение к украинцам, с которым 10 января выступил командующий Сил территориальной обороны ВСУ бригадный генерал Юрий Галушкин. Он подчеркнул, что в очередной раз Путин стянул к границам Украины войска, демонстрируя готовность к открытому вторжению. Генерал призвал вступать в ряды территориальной обороны, чтобы жечь колонны российской техники и сбивать вертолеты с десантом.
Сценарии нападения
Не исключено, что Залужный получил плохие новости о российских планах из США. 10 января он имел телефонный разговор с председателем Объединенного комитета начальников штабов США генералом Марком Милли. "Военные лидеры продолжили обмен мнениями и оценками изменений состояния безопасности в Восточной Европе", — сообщила американская сторона.
Подробности разговора не разглашаются. Но о том, что состояние безопасности изменилось к худшему, можно судить по сообщениям в западных медиа.
The New York Times сообщила, что администрация Джо Байдена привлекла метеорологов для более тщательного изучения вероятной погоды в Украине в ближайшие недели. Сильные зимние морозы, которые обычно приходят в Украину к январю, во многих районах страны не наблюдались. По словам высокопоставленных представителей администрации США, пока земля не замерзла, Путин может быть вынужден отложить наземное наступление до февраля.
Французское радио Europe 1 сообщило, что французская разведка видит три сценария нападения России на Украину. Также и британская The Guardian дала подробный анализ возможного спектра военных операций России против Украины.
11 января пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков заявил, что россиянам не нужно бояться санкций, которыми Запад угрожает в случае нового российского нападения на Украину. Это тоже намек, что вторжение все-таки будет.
Чего хочет Путин
Чтобы адекватно оценивать ситуацию, нужно понимать, чего хочет Путин. И что он может.
The New York Times сообщает со ссылкой на американских официальных лиц, что российская группировка, подготовленная к вторжению в Украину, насчитывает около 100 тыс. военных и на днях пополнилась дополнительными ударными самолетами, боевыми и транспортными вертолетами.
Однако этого совершенно недостаточно для того, чтобы оккупировать Украину или хотя бы полстраны. The Guardian приводит оценку экспертов американского Института изучения войны: глубокое вторжение потребует одного борца с повстанцами на 20 жителей. Это "предполагает, что для удержания Киева и крупных городов Украины на юге и востоке потребуется около 325 тыс. человек". Подчеркнем, 325 тыс. — это численность оккупационных войск, необходимая только для Киева, Харькова, Днепра и Одессы. А чтобы оккупировать все полукольцо Киев — Харьков — Днепр — Одесса, потребуется втрое большая армия, до миллиона военных.
Но хотя у Путина нет сил для оккупации Украины, это вовсе не означает, что он не вторгнется. "Предположения о планах России, частично основанные на очевидных утечках, опубликованных в немецкой газете Bild, предполагают, что Кремль окружит Харьков и, в конечном счете, Киев, прекратив поставки, надеясь, что они в средневековой манере сдадутся", — пишет The Guardian. Ссылаясь на западных аналитиков, она рассказывает, что Киев будет окружен с запада. Не с востока (там преградой река Днепр), а именно с запада: российские войска придут с территории Беларуси. "Один из маршрутов — пересечение болот Припяти, которые замерзают зимой, и район Чернобыля", — поясняет британская газета.
Допустим на минутку, что Путину это удалось. Ну и зачем это ему, если он все равно не сумеет удержать эту территорию в повиновении? Совершенно фантастично выглядит перспектива, чтобы в Киеве и других украинских городах спокойно прошли выборы в фейковый "Верховный совет Новороссии" и всякое сопротивление затихло. Наоборот, оккупантов будет ждать партизанская война не только на нашей, но и на их собственной земле.
Но смысл вторжения может быть в другом — не в оккупации, а в принуждении. Это было ясно еще в прошлом месяце, когда Путин выдвинул ультиматумы США и НАТО юридически отказаться от расширения НАТО на восток. Тогда же стало известно о намерении Путина напасть на Украину в конце января — начале февраля. И эти планы никуда не делись. Были предположения, что переговоры 10-13 января приведут к каким-то договоренностям, но пока что США и Россия остаются на своих позициях.
Два с половиной года Зеленский надеялся договориться с Путиным о мире на Донбассе. И он по инерции продолжал говорить об этих своих надеждах даже тогда, когда Путин решил повысить ставки и добавил к вопросу об ОРДЛО вопрос о невступлении Украины в НАТО. Зеленский и Ермак к такому повороту событий были попросту не готовы. Возможно, они рассчитывали, что Вашингтон сделает за них грязную работу, ну в смысле согласится с ультиматумом Кремля. Однако 10 января на переговорах в Женеве стало ясно, что Вашингтон своими руками лишать Украину перспектив членства в НАТО не намерен. И теперь на Банковой осознали, что фокус внимания Путина может переместиться на Зеленского. Мол, если Вашингтон не хочет, так пусть Киев сам сделает это — откажется от намерений вступить в НАТО. А не захочет — получит вторжение и унизительную капитуляцию.
Суть угрозы Путина именно в этом. Вопрос об ОРДЛО сейчас отошел на второй план. Путину мало "формулы Штайнмайера" — ему нужно удержать возле Москвы, вне НАТО, всю Украину.
Очередной саммит НАТО запланирован на 29-30 июня в Мадриде. Там, по словам Зеленского, должны назвать дату нашего приема в Альянс и предоставить ПДЧ (план действий насчет членства). Поэтому Путин спешит и нервничает.
Слова Ермака, генералов Залужного и Галушкина означают, что украинская власть осознает серьезность ситуации. На Банковой видят, что опасность вторжения нарастает. А вот почему вступать в тероборону призывает только Галушкин, а не Зеленский — это уже другой вопрос. Возможно, Зеленский будет ждать, когда придут подтверждения худших опасений.