Саакашвили собирается уехать из Украины?

История с увольнением первого замминистра экономики Саши Боровика стала пока первым громким скандалом с чиновниками-иностранцами. А, судя по жесткой критике реформ со стороны Михаила Саакашвили, скоро таких скандалов станет больше
Фото: УНИАН

Экс-президент Грузии и советник Президента Украины Михаил Саакашвили заявил, что не видит во властной верхушке нашей страны желания к реформам. "Я считаю, что изменения возможны только путем давления общества, так как наверху я не вижу политической воли. Во-первых, сама структура украинской власти не позволяет, даже имея политическую волю, ее быстро реализовывать", - заявил он. Из сказанного им понятно, что у президента политическая воля есть, а проблема в чиновниках, которые думают, что будут работать вечно, несмотря на смену власти и проведенные майданы. То есть, прямых обвинений из уст Саакашавили не было, однако экс-президент Грузии уже не впервые намекает на медлительность украинских реформаторов. Что рано или поздно может вылиться в громкий уход ряда грузинских варягов. Вопрос только во времени.

Первая ласточка уже есть. На днях Минюст покинул Джамбул Эбонаидзе, приехавший в Украину для реформирования регистрационной службы. Он рассказал, что с ним договаривались об одном, а в итоге оказалось, что Эбонаидзе и его команду не допустили к изменению системы контроля над регистраторами. "Как только мы доходили до того, что надо каким-то образом проконтролировать работу регистраторов, которые принимают решение, почему столько отказов, почему не в сроки делается регистрация, почему такие необоснованные отказы, нас сразу приостанавливали. Не дали нам возможность зайти внутрь и косвенно изменить эту систему", - пожаловался Эбонаидзе. В Минюсте его обвинения предпочитают не комментировать. Возможно, чтобы не повторить ошибку Айвараса Абромавичуса с Сашей Боровиком.

Реформы в Украине действительно идут медленно. Но если уж говорить о темпах реформ, то их проведением обязаны заниматься все ветви власти. У нас же получается, что во всем винят правительство Яценюка, в тоже время видим, как на уровне парламента политизируются и затягиваются правительственные законопроекты

В сказанном Саакашвили есть немалая доля правды. Реформы в Украине действительно идут медленно. Но если уж говорить о темпах реформ, то их проведением обязаны заниматься все ветви власти. У нас же получается, что во всем винят правительство Яценюка, в тоже время видим, как на уровне парламента политизируются и затягиваются правительственные законопроекты, а на уровне президентской команды, имеется в виду Национальный совет реформ, существует плохая координация работы с Кабмином. Такое впечатление, что все знают, как проводить реформы, но в итоге получаем проблемы в общении и понимании. Это касается и чиновников-иностранцев. История с Боровиком ярко продемонстрировала отличие в ментальности – Саша так и не понял, почему его инициативы притормаживают. Это касается и Эбоноидзе. Но есть и другие примеры. По правде говоря, глава МОЗ Александр Квиташвили пока не показал себя в качестве реформатора. Тоже касается и разрекламированного замгенпрокурора Давида Сакварелидзе. Чем конкретно он занимается – неясно. Критику в адрес иностранцев в украинской власти, конечно, можно объяснить происками старой системы. Но есть и другой пример – Эка Згуладзе. Ее работа видна, хотя МВД – намного более сложный объект для реформирования. 

Так что слова Саакашвили можно трактовать и как своеобразную защитную реакцию на случай обвинений грузинских варягов в неэффективности. Они все – из его команды. Их работа – под пристальным вниманием не только украинцев, но и грузин. В этой стране, напомним, в следующем году пройдут парламентские выборы, и команда Саакашвили постарается вернуться к власти. С одной стороны экс-президенту Грузии сейчас не время громко хлопать дверью и уходить вместе со своими людьми с нашей страны. С другой – если его соратники не смогут показать результат, а именно для этого их и брали, то лучше уйти пораньше, чтобы говорили не об неэффективности грузинских варягов, а об украинцах, неспособных к реформам.