С оглядкой на Коломойского и Путина. Кому Зеленский отдаст посты спикера и премьера
Согласно предварительным данным Национального экзитпола в Верховную Раду проходят пять партий. "Слуга народа" имеет 43,9% и 126 мандатов по партсписку. "Оппозиционная платформа — За жизнь" — 11,5% и 33 мандата. "Европейская солидарность" — 8,9% и 26 мандатов. "Батьківщина" — 7,6% и 22 мандата. "Голос" — 6,3% и 18 мандатов.
Впрочем, данные экзитпола сами по себе совершенно недостаточны для прогнозирования состава будущей Верховной Рады, поскольку они ничего не говорят о результатах выборов в мажоритарных округах. Поэтому пока что остаются возможными несколько вариантов.
Монополия "Слуги народа": спикер Разумков, премьер Коболев
Сам Владимир Зеленский и его партия "Слуга народа" (СН), конечно, надеются на то, что им не придется делиться властью ни с кем. Если СН не хватит десятка-другого мандатов для того, чтобы самостоятельно сформировать парламентское большинство, то вовсе не обязательно вступать в коалицию с какой-либо другой партией. Гораздо проще и дешевле привлечь в свою фракцию необходимое количество мажоритарщиков из числа беспартийных самовыдвиженцев.
Глава СН Дмитрий Разумков уже заявил, что он может занять место спикера парламента. Что же касается руководителя Кабмина, то его портрет нарисовал президент. Он считает, что премьер-министром должен стать профессиональный экономист, который никогда ранее не был ни главой правительства, ни председателем Верховной Рады, ни лидером какой-либо фракции.
Об этом Зеленский сказал журналистам после того, как проголосовал на парламентских выборах. "Это может не понравиться некоторым людям, которые сейчас идут в парламент, потому что они себя видят на этом месте", — отметил он и подчеркнул, что премьером должен быть независимый человек. Зеленский добавил: "Я вижу такого человека. Честно вам скажу, провожу уже консультации, разговариваю... с некоторыми людьми".
Если проанализировать парламентский список ЕС, то там не обнаруживается никого, кто мог бы считаться адекватной кандидатурой на премьерскую должность. Там с трудом можно найти подходящие фигуры на некоторые (но отнюдь не на все) позиции министров. А премьера и многих других членов Кабмина президенту и его партии придется искать на стороне.
Еще перед вторым туром президентских выборов своим видением будущего премьера поделился Игорь Коломойский. По его мнению, оптимальной кандидатурой на этот пост является глава правления НАК "Нафтогаз України" Андрей Коболев. "Премьером пусть будет Коболев. Потому что он же технический человек, который будет выполнять концепцию развития страны. Важно саму концепцию развития написать. Ее у нас нету. Ее не было последние 15 лет", — сказал Коломойский. И если сейчас посмотреть на портрет премьера, написанный Зеленским, то очень похоже на то, что это портрет Коболева.
Ранее в числе возможных кандидатур на пост премьера назывались секретарь СНБО Александр Данилюк и глава набсовета "Укроборонпрома" Айварас Абромавичус. Однако хоть они и считаются членами команды Зеленского, но Коломойского они не устраивают.
Коалиция с "Голосом": премьер Вакарчук
Если же у СН не хватит сил, чтобы самостоятельно сформировать правящее большинство, тогда придется вести переговоры о коалиции. На этот случай Зеленский заявил: "Ни с кем из старой власти мы не видим коалиции. Пока так. Но мы не знаем, какие партии пройдут, поэтому будем решать после результатов".
Похоже, он категорически исключает союз только со своим главным соперником на президентских выборах Петром Порошенко. А оптимальным партнером для СН была бы партия "Голос" Святослава Вакарчука: она, подобно СН, подает себя как партия "новых лиц", при этом Вакарчук в президентских выборах не участвовал, а значит, не конкурировал с Зеленским.
Сам Вакарчук еще в июне заявил, что готов занять любую должность в исполнительной или законодательной власти, включая и должность премьера. "Нет ни одной должности, от которой я откажусь, — подчеркнул он. — Я не боюсь никакой должности".
В середине июля глава партии "Голос" Юлия Клименко (в партсписке она идет под вторым номером, сразу после Вакарчука) подтвердила, что Вакарчук всерьез рассматривает вариант своего премьерства. "Если ему нужно будет стать премьер-министром, он не отказывается от этого, и он станет премьер-министром. И будет работать", — сказала она. А вот вариант занятия Вакарчуком должности спикера парламента они, по ее словам, не обсуждали.
В день голосования о своих претензиях на пост спикера поведал выдвиженец "Голоса" Сергей Притула. Впрочем, судя по его 30-му номеру в партсписке, он с помощью такого заявления лишь попытался поднять себе настроение: у него вообще мизерные шансы попасть в парламент, не говоря уже о получении поста спикера.
В случае коалиции СН и "Голоса" для Зеленского может быть более выгодным сохранить пост спикера за Разумковым, а Вакарчуку отдать пост премьера. Расчет тут циничен: Вакарчук будет лишь номинальным руководителем правительства, поскольку подавляющее большинство мест в Кабмине достанутся СН, однако именно на Вакарчука Зеленский сможет списывать все просчеты и провалы правительства. А все достижения — приписывать, конечно, себе.
Партнерство с "Батьківщиною": премьер Тимошенко
Менее желательный, чем коалиция с "Голосом", но все же приемлемый для СН вариант парламентского большинства — это партнерство с партией "Батьківщина" Юлии Тимошенко. Несомненно, главным условием этого политического союза Тимошенко выдвинет свое премьерство.
У Зеленского есть целый ряд причин не желать этого союза. Во-первых, Тимошенко — точно из разряда старых политиков, во-вторых, она соперничала с Зеленским на президентских выборах, в-третьих, она конкурировала с ним за благосклонность со стороны Коломойского. А в-четвертых, представители "Батьківщини" перед вторым туром президентских выборов не скрывали своих надежд и расчетов на то, что Зеленский к концу года дискредитирует себя на президентском посту, вследствие чего в обществе обретет популярность идея урезания президентских полномочий (или вообще ликвидации поста президента) и перехода к канцлерской республике. Дескать, именно для этого и нужен Юлии Владимировне пост премьера.
Тем не менее партнерство с "Батьківщиною" все же приемлемо для Зеленского. Перед президентскими выборами Тимошенко, в отличие от Порошенко, высказывалась о Зеленском в основном очень дружелюбно, а после его победы не раз была проводником его интересов в парламенте. К тому же у Тимошенко, в отличие от Порошенко, отнюдь не сожжены мосты в отношениях с Путиным. Поэтому, если Зеленский захочет возобновить политику многовекторности, пытаясь одновременно дружить с Западом и мириться с Россией, то эту задачу можно будет возложить на Тимошенко. А если выяснится, что эта миссия невыполнима (скорее всего, так оно и будет), то ответственность за это можно будет возложить опять же на Тимошенко.
Ширка с ОПЗЖ: спикер Медведчук или премьер Бойко
Нельзя исключать и вариант ширки (широкой коалиции) СН с партией ОПЗЖ ("Оппозиционная платформа — За жизнь") Юрия Бойко, Вадима Рабиновича и Виктора Медведчука. Конечно, сейчас Зеленский и СН отнекиваются от подобной перспективы. Также и Коломойский довольно резко выступал против союза СН с ОПЗЖ.
Однако на таком союзе может настоять Путин, выдвинув это условием начала процесса мирного урегулирования на Донбассе. Вдобавок Путин может пообещать Зеленскому новый контракт на транзит российского газа в Евросоюз по украинской трубе, естественно, потребовав очень больших встречных уступок. А в диалоге с Путиным только начни уступать и очень быстро окажешься связанным по рукам и ногам.
Следствием ширки с ОПЗЖ может стать пост спикера для Медведчука, или пост премьера для Бойко, или то и другое сразу. Со стороны ОПЗЖ уже озвучивались предложения сделать Бойко главой правительства. Нужно понимать, что Бойко ни в коем случае не будет всего лишь номинальным руководителем Кабмина, наоборот, скорее окажется номинальной его зависимость от Зеленского и коалиции, потому что реально Бойко будет зависеть только от Кремля.
Но еще более опасной для Зеленского выглядит перспектива избрания Медведчука на пост спикера. Напомним, что по Конституции в случае досрочного прекращения полномочий президента исполнение его обязанностей возлагается именно на председателя Верховной Рады. И если у Путина возникнет такое желание, нет никакой гарантии, что оно не будет реализовано.