С чистого листа. Зачем Коломойского сделали крупнейшим европейским инвестором в Украину
Без украинского гражданства владелец "1+1" становится респектабельным кипрско-израильским бизнесменом
Уже несколько дней украинцы разгадывают загадку: зачем Владимир Зеленский лишил Игоря Коломойского украинского гражданства? Он его наказал или спас?
Днем 21 июля нардеп от "Батьківщини" Сергей Власенко обнародовал скрин указа №502/2022 от 18 июля, согласно которому прекращено украинское гражданство 10 человек, В их числе Игорь Коломойский, глава штаба теробороны города Днепра Геннадий Корбан и нардеп от ОПЗЖ Вадим Рабинович. И это сделало еще более актуальным вопрос: зачем?
Достоверности этой информации добавили события 22 июля. У Геннадия Корбана во время въезда в Украину пограничники изъяли украинский паспорт и заявили ему, что его украинское гражданство приостановлено.
Впрочем, не будем тратить время на обсуждение, подписан ли указ. В любом случае остается главный вопрос: зачем это затевалось?
Версия наказания
Нельзя исключать, что по отношению к некоторым деятелям, таким как Корбан, лишение гражданства действительно задумывалось как наказание за действия, противоречащие интересам Банковой. Что касается Рабиновича, то его коллега по ОПЗЖ Юрий Бойко в конце июня рассказывал, что тот "сидит в Израиле и трубку не берет". Для него лишение украинского гражданства — это наказание в том смысле, что оно влечет за собой лишение депутатского мандата. И вообще этот указ можно считать сигналом всем политикам, что Банковая намерена задействовать лишение гражданства как инструмент внутриполитической борьбы.
Но трудно поверить, чтобы это относилось к Коломойскому. С его стороны не слышно никаких сигналов негодования. Связанные с ним политики и журналисты по-прежнему соревнуются в словах восхищения Зеленским. Бизнес Коломойского регулярно получает подарки от государства. Буквально на прошлой неделе сообщалось, что Хозяйственный суд Днепропетровской области ликвидировал компанию Коломойского "Новофарм" и списал 4,3 млрд грн ее задолженности перед государственным Приватбанком.
Зная историю отношений Зеленского и Коломойского на канале "1+1" и в политике, можно предположить, что вся эта затея с указом была согласована с владельцем "Плюсов", включая и тот элемент сценария, что Коломойского "спрятали" среди 10 фигурантов указа. Более того, попадание в список Корбана могло быть местью не только со стороны Банковой, но и со стороны Коломойского.
Спасение от статуса олигарха?
Итак, от версии наказания перейдем к версиям спасения. Их две: внутренняя и внешняя.
Главной внутренней угрозой перед Коломойским почему-то считается статус олигарха. Однако исчезновение украинского гражданства, скорее всего, не имеет к этому никакого отношения. Секретарь СНБО Алексей Данилов вечером 21 июля подчеркнул в эфире национального телемарафона, что в реестр олигархов могут внести и иностранного бизнесмена. "Если человек действует на территории нашей страны, не имеет значения, гражданином какой страны он является, — пояснил Данилов. — Он может быть олигархом, если он действует на территории нашей страны и имеет три из четырех критериев, которые записал наш законодатель".
Еще нужно уточнить, что закон об олигархах написан так хитро, что он не обязывает СНБО и президента записывать кого-либо в реестр олигархов. Даже если лицо удовлетворяет трем из четырех критериев олигарха, Зеленский может решить вопрос по своему усмотрению.
Нельзя исключать, что нам скажут, мол, Коломойский соответствует только двум критериям: богатство и собственные медиа, — но двум другим не соответствует. У него нет своих депутатов (и все его депутаты дружно скажут: нет, мы не его депутаты) и у него нет монопольного положения ни на каком рынке (Антимонопольный комитет напишет по этому вопросу такое заключение, о каком попросит Банковая).
Спасение от выдачи США?
Главной внешней угрозой перед Коломойским считается экстрадиция в США. Сейчас можно услышать даже такую конспирологию, мол, олигарх боится, что его могут выдать американской Фемиде, и поэтому хочет бежать из Украины, но не может, ибо ему полгода не хватает до 60-летнего возраста и его не выпустят за границу, так как он военнообязанный. А без гражданства он уже не военнообязанный и может уехать, куда захочет.
Коломойский еще в октябре 2014 г. признался, что у него есть паспорта Израиля и Кипра. Однако сомнительно, чтобы он захотел уехать в одну из этих стран. Дело в том, что Израиль и Кипр уже выдавали США своих граждан, и совершенно непонятно, почему бы для Коломойского они сделали исключение. А вот Украина не имеет с США двустороннего договора о выдаче преступников. Поэтому выдача Украиной какого-либо лица (не обязательно своего гражданина) по запросу США зависит исключительно от настроения украинской власти. И не нужно быть пророком, чтобы спрогнозировать, что Зеленский будет не в настроении выдавать Коломойского.
Не наказание и не спасение
И версия наказания, и версии спасения смотрят на Коломойского как на лицо страдающее. При этом Зеленский то ли хочет добавить ему страданий, то ли облегчить их. Но Коломойский вовсе не таков. Его движущий мотив — не избавление от страданий, а стремление к выгоде.
Если смотреть на ситуацию с этой точки зрения, то видим великолепные перспективы, которые открываются перед Коломойским в случае избавления от украинского гражданства. Он становится респектабельным кипрско-израильским бизнесменом и, более того, крупнейшим европейским инвестором в Украине. Напомним, что Кипр — член Евросоюза, а Евросоюз — это то, куда мы идем. Коломойский уже там.
Евросоюз обещает нам многомиллиардную помощь на восстановление экономики и инфраструктуры после окончания войны с Россией. Взамен мы должны будем обеспечить максимально благоприятные условия для европейских инвесторов. Пока другие будут раздумывать, Коломойский первый воспользуется новыми возможностями.
Впрочем, не обязательно ждать конца войны. Некоторые новые возможности появятся у кипрско-израильского миллиардера сразу, как только он захочет воспользоваться гарантиями, которые предоставляют законы "О защите иностранных инвестиций", "О режиме иностранного инвестирования" и др. Выполнение этих законов, опять же, зависит от настроения власти. Насчет иностранного инвестора Коломойского настроение власти, наверное, будет достаточно доброжелательным.