Ручные пушки. Для кого в Харькове начали выпускать винтовки Snipex T-REX и Snipex ALLIGATOR
В конце прошлого года Министерство обороны Украины традиционно отчиталось о новых образцах вооружения, принятых на снабжение и вооружение армии
В довольно скромном списке оказались сразу две снайперские винтовки, которые больше похоже на ручные пушки или противотанковые ружья по советской терминологии времен Второй мировой войны.
Речь идет о Snipex T-REX и Snipex ALLIGATOR калибра 14,5 мм от частной харьковской фирмы ХАDO Chemical group (сокращение от "ХАрьковский ДОм"), основанной в 1991 году в Харькове. До начала войны на Донбассе предприятие не имело прямого отношения к производству оружия и специализировалось на выпуске моторных масел и разнообразной "автохимии". Но довольно быстро харьковчане освоили как производство оружейных масел для чистки, смазки и консервации стрелкового оружия, так и специальных гелей для чистки стволов артиллерийских орудий.
После этого фирма вышла и на рынок разработки и производства крупнокалиберных снайперских винтовок. Под маркой Snipex на рынке появились достаточно успешные образцы Rhino Hunter ("Охотник на носорогов") под патрон 12.7х99 мм (.50BMG) и Snipex M75 под советский крупнокалиберный патрон 12.7х108 мм. И если первая винтовка позиционируется как гражданский образец, то М75 крайне ограниченно, но все-таки применяется в армии.
И вот впервые прошли государственные испытания и образцы Snipex T-REX и Snipex ALLIGATOR под советский крупнокалиберный патрон 14,5х114 мм. Отличие между моделями в том, что Snipex T-REX — это однозарядная винтовка для гражданского рынка, а Snipex ALLIGATOR – военный образец со съемным коробчатым магазином, рассчитанным на пять патронов.
В связи с применением мощного патрона и достаточно длинного ствола инженеры компании использовали несколько специфических идей, позволивших уменьшить габариты оружия и сократить негативное воздействие отдачи на стрелка. Так, винтовка создана по схеме "булл-пап" с вынесением органов управления огнем вперед, а часть отдачи компенсируется так называемой "лафетной" компоновкой. По заверению представителей компании-разработчика благодаря этому им удалось достичь весьма неплохих показателей – на уровне отдачи охотничьего ружья 12 калибра, что выглядит весьма неплохим результатом.
Решение разрабатывать оружие именно под такой патрон имеет ряд серьезных оснований. Во-первых, винтовка под такой калибр вызывала интерес у военных еще на этапе проектирования, поскольку на складах хранится достаточно большое количество боеприпасов под нее. Во-вторых, харьковчане, судя по длине ствола и характерному надульному устройству конической формы, очень напоминающему пламегаситель, использовали ствол крупнокалиберного пулемета Владимирова, что в значительной мере облегчило как этап разработки, так и испытаний. Производитель, правда, отметает это предположение, настаивая на том, что все составляющие винтовки, включая ствол, компания производит в Украине. В то же время сведений о начале производства в Украине стволов такого калибра (впрочем, как и 12,7-мм) в открытой печати в последние годы не было.
Однако не совсем ясна ниша для такого рода оружия. Так, харьковчане говорят о том, что это самозарядная крупнокалиберная система предназначена для высокоточной стрельбы на дистанцию 2-5 километров. Однако в реальности такая задача выглядит труднореализуемой хотя бы в силу того, что массовые патроны калибра 14, 5 мм предназначены не для точной стрельбы, а прежде всего для поражения легкобронированной техники. За рубежом существует производство патронов такого калибра с пулями разных типов, в том числе и "снайперских", но в Украине их просто нет. Есть, конечно, вариант закупки, но тут встает вопрос цены.
Судя по весу (25 кг) – это типичное оружие окопной войны, причем не очень мобильное, так что его основной задачей может быть расстрел полевых укреплений на линии соприкосновения и борьба с автомобильной и легкобронированной техникой. Да, попадание пули калибра 14,5 мм явно нанесет больше ущерба, чем те же 12,7 мм. Но с такими задачами прекрасно справляется и КПВТ на станке от той же волонтерской конторы Armorum Solutions, так что вопрос – стоило ли проводить дорогостоящие государственные испытания Snipex T-REX и Snipex ALLIGATOR и отвлекать такие нужные сейчас ресурсы.
Довольно сомнительным выглядит и использование новых винтовок в качестве снайперского комплекса – ввиду отсутствия специализированных патронов. И если в начале войны на фронте крупнокалиберного стрелкового оружия не было вообще, то ныне в боевых подразделениях достаточно много винтовок под 12,7 мм как западного, так и отечественного производства, а также подготовленных расчетов.
Не совсем понятны и дальнейшие перспективы производства подобного оружия. Для украинской армии потребность в таких комплексах наверняка будет минимальной, а зарубежный военный рынок такого оружия давно и плотно поделен. Так, среди конкурентов можно назвать азербайджанскую IST-14,5 Istigal, венгерскую Gepard M3, южноафриканские NTW-14,5 и Truvelo 14,5x114. И это без учета таких поделок, как кубинская Mambi I, иранская Shaher или курдская Zagros. Остается еще, правда, гражданский рынок, но тут вряд ли стоит рассчитывать на более или менее большие объемы ввиду крайне специфичности такого оружия.
С другой стороны, принятие винтовок на вооружение ВСУ можно рассматривать как один из этапов заключения именно крупного зарубежного контракта. Ведь, как правило, одним из условий заключения такого рода контрактов является присутствие образца на вооружении армии. Так, было, например, с тем же танком "Оплот", который ради продвижения в Таиланд формально приняли на вооружение ВСУ и даже купили пару экземпляров. Вполне вероятно, что такая же схема реализуется и сейчас с "харьковскими" винтовками калибра 14,5 мм.